Комплексная характеристика государства Испании

Страница 14

На узкой, но очень плодородной прибрежной полосе расположена зона высокопродуктивного, и разнообразного субтропического расте­ниеводства. Кроме олив здесь выращиваются миндаль, рожковое дере­во, а на орошаемых землях - апельсины и другие цитрусовые. Разно­образие агроклиматических ресурсов и возможности морской торговли стали предпосылками формирования средиземноморской поликульту­ры, продукция которой является важной статьей испанского экспорта, прежде всего в страны ЕС умеренного пояса.

Плотность населения в Средиземноморском регионе - самая вы­сокая в стране (158,3 чел./км²) [4]. Южнее климат становится все бо­лее жарким и сухим и в Альмерии, Аликанте и Мурсии достигает мак­симума аридности не только для Испании, но и для всей Европы (количество осадков менее 300 мм/год). Это обусловило концентра­цию населения вокруг оросительных систем, а также длительную ми­грацию населения из этих провинций,

Юго-Западный Приморский регион. Три провинции Андалусии - Кадис, Севилья и Уэльва - со времен Великих географических от­крытий занимают исключительно выгодное стратегическое положе­ние - отсюда начинаются кратчайшие морские пути из Европы в Но­вый Свет. Провинции расположены на расширении Андалусской низменности по обоим берегам Гвадалквивира в его нижнем течении. Эта территория с плодородными почвами и мягким океаническим климатом благоприятна для выращивания фруктов и винограда.

Исторический центр региона - Севилья. Великолепный по красо­те город - памятник былого величия. Сегодня он значительно уступа­ет по своему промышленному потенциалу многим городам Испании. Гордость современной Севильи - огромный выставочный центр, по­строенный для всемирной выставки 1992 г. В провинции Севилья сформировалась одна из важнейших в стране зон по переработке сельскохозяйственной продукции.

Важная отрасль специализации хозяйства региона - рыболовство (добыча сардины, анчоусов, морских моллюсков) и рыбоконсервное производство. Гидрологические особенности Атлантики (менее рез­кие, чем в Средиземном море, годовые амплитуды температуры, мень­шая соленость) благоприятствуют развитию планктона - основы рыб­ного богатства. Продуктивность рыбной ловли здесь более чем в 10 раз выше, чем в Средиземном море. Главные рыболовные порты - Альгесирас и Уэльва [4].

Наиболее индустриально развита провинция Кадис, прежде всего благодаря близости Гибралтара и главного нефтяного пути в Европу. Центр провинции - крупный промышленный порт Кадис, занима­ющий ключевое положение в морских связях Испании с Америкой и Африкой. Грузооборот порта превышает 1 млн. т/год [4]. Здесь расположе­ны крупные судоверфи, военно-морская база. В Уэльве, до последнего времени экономически значительно отстававшей от двух других про­винций региона, быстро развивается химическая промышленность на базе импортной нефти и местных пиритов. Плотность населения здесь в полтора раза ниже средней по стране, а в провинции Кадис в два ра­за превышает ее (44,4 и 148,2 чел./км², соответственно [4]).

Мадрид (5 млн. жителей [4]) занимает особое место в территори­альной структуре хозяйства Испании. Перенесение Филиппом II сто­лицы государства в Мадрид привело к формированию крупного цен­тра - не только экономического, но и политико-административного, культурного, научного и учебного. Мадридская промышленно-городская агломерация, резко контрастирующая с окружающими террито­риями, имеет диаметр более 100 км, здесь размещена большая часть промышленных предприятий региона. По уровню получаемой сум­марной добавленной стоимости мадридский административный ре­гион - лидер страны (более 50 млрд. долл. в год в начале 1990-х гг.) [4].

Мадридская промышленно-городская агломерация до настоящего времени в значительной степени остается оторванной от побережий, в том числе в системе внутриотраслевого разделения труда. Это наложило отпечаток на особенности формирования инфраструктуры страны, по­районную дифференциацию развития экономического потенциала и на ТСХ в целом. «Анклавное» положение столичного региона - одна из са­мых ярких черт территориальной структуры испанского хозяйства. Для преодоления инерционных последствий экономико-географического положения столичного региона, тормозящего прогрессивное развитие страны, стимулируется формирование четырех инфраструктурных ли­ний: Мадрид - Сарагоса - Барселона, Мадрид - Бургос - Бильбао, Мадрид - Валенсия и Мадрид - Севилья. Эти инфраструктурные жгу­ты (термин И.М. Маергойза) могут стать «опорным каркасом» меняю­щейся географии обрабатывающей промышленности страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 

Разделы