Экономико-географическое положение Белорусии
Страница 16
Увеличилось на 10,6% производство основной продукции отрасли – тканей. Их выпущено 110,3 млн. кв. м. Рост по этой группе обеспечен за счет шерстяных тканей, которых изготовлено 2,3 млн. кв. м (на 26,9% больше), хлопчатобумажных тканей – 27,8 млн. кв. м (на 29%). Также за четыре месяца возросло производство нетканых материалов типа тканей на 4,6% до 53,1 млн. кв. м, шелковых – на 10,1% до 15,8 млн. кв. м. и льняных – на 0,2% до 11,3 млн. кв. м. За этот период на 6,6% увеличился объем производства тюле-гардинных изделий. Изготовлено 1663 тыс. пог. м.
В январе-апреле текущего года возрос выпуск обуви – до 3 млн. 658 тыс. пар (104,7% к уровню января-апреля 2006 года), в том числе для детей – 467 тыс. пар (меньше на 4,9%). Хромовых кожтоваров произведено 81,8 млн. кв. дм (на 4,3% меньше), юфтевых кожтоваров – 7,6 млн. кв. дм (на 17,9% меньше, чем за аналогичный период предшествующего года).
Глобальное транзитное значение территории.
Территория Беларуси занимает важное положение относительно ближайших своих соседей, потому что она является связным звеном между рядом регионов России и странами Балтии, с одной стороны, Украиной и этими же странами Балтии, с другой стороны. Экономики названых стран взаимно дополняют друг друга. Поэтому экономические связи между ними постоянные, что обуславливает интенсивное использование белорусских транспортных коммуникаций.
Беларусь находится в центре Европы. Именно через ее территорию проходят кратчайшие коммуникации из промышленно развитых стран Западной Европы в богатую запасами топлива и сырья Россию и страны дальнего востока (Китай, Корею, Японию).
Особое значение имеет белорусский отрезок железной дороги Москва-Брест. Пересекая Беларусь с северо-востока на юго-запад, эта магистраль соединяет центральные районы России и Беларуси со странами Западной Европы.
Немаловажное значение имеет железная дорога, которая связывает Санкт-Петербург с Одессой. По территории Белоруссии она проходит через Витебск, Оршу, Могилев, Жлобин и дополняется автомобильной дорогой того же направления. Рига-Орловская железная дорога связывает Черноземный центр Росси с Латвией и по территории Беларуси проходит через Полоцк и Витебск.
Украина со странами Балтии связана Либава-Роменской железной дорогой через белорусские города Гомель, Минск, Молодечно и железной дорогой Львов-Вильнюс через города Лунинец, Барановичи, Лиду.
Особенностью экономико-географического положения Беларуси является отсутствие непосредственного выхода к морю. Однако этот недостаток можно компенсировать созданием флотилии на реках Припяти и Днепре для связи с портами Черного моря, а на Западной Двине и Немане - для связи с портами Балтийского моря.
Инвестиционный климат
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла около 4,5 млрд. долларов США иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. На предприятиях с иностранным капиталом в Республике Беларусь занято 2,4 % от общего числа работающих. По оценке доля их производства в объеме ВВП составляет около 9 %, в объеме экспорта — 11,5 процентов. Сегодня число таких предприятий превысило 3,4 тысячи. В Республику Беларусь ввозится капитал из 67 стран мира. В 2002 году капитал ввозился из 34 стран.
Основные страны, ввозящие капитал в Республику Беларусь в 2005 году:
1. Великобритания — 105,256 млн. долларов США (14,57% от всего объема ИИ);
2. Виргинские острова (Британ) — 89,704 млн. долларов (12,4:);
3. США — 78,223 млн. долларов (10,8:);
4. Россия — 75,678 млн. долларов (10,4:);
5. Германия — 74,553 млн. долларов (10,3:);
6. Кипр — 66,455 млн. долларов (9,2:);
По итогам I квартала 2003 года ситуация по странам, ввозившим капитал в Республику Беларусь, несколько изменилась и выглядела следующим образом:
1. Швейцария — 47,718 млн. долларов США (17,8:);
2. Виргинские острова (Британ) — 38,117 млн. долларов (14,2:);