Страноведческая характеристика Грузии
Страница 3
5. Население страны.
5.1. Национальный состав. Грузия — многонациональная страна. К концу XIX в. Население Грузии достигло почти двух миллионов человек. Большинство жителей Грузии - грузины. Но немало других национальностей нашли в Грузии вторую родину: армяне, русские, азербайджанцы, осетины, греки, абхазцы, украинцы, евреи. Исторические условия определили расселение народов на территории современной Грузии. В селах Восточной и Южной Грузии значительную часть жителей составляют армяне и азербайджанцы, переселившиеся в поздне-феодальную эпоху. В XIX в. В южные районы Грузии и во многие города из Турции хлынули потоки беженцев - армян. В этот период был создан и ряд русских поселений, главным образом военных, а в южной Грузии - преследуемых властями русских сектантов. Западная Грузия - отличается более однородным национальным составом. В селах здесь живут почти исключительно грузины.
Особенной национальной пестротой отличаются крупные города - Тбилиси, Батуми, Сухуми, Рустави. Основная масса осетин сосредоточена в Юго-осетинской автономной области. На юго-западе, в Аджарии, проживают коренные жители - грузины, насильно отторгнутые от родины и обращенные в мусульманство во времена турецкого господства. Аджарцы тем не менее сохранили черты национального характера и родной грузинский язык. Сейчас от остальных грузин их отличает лишь некоторые особенности быта и обычность. В свое время феодальная раздробленность Грузии привела к обособлению отдельных историко-географических провинций. Тесное общение единоверных грузин часто наталкивалось на местные политические и даже экономические барьеры. Особенно изолированно жили горцы, ютясь в малодоступных ущельях между хребтами Большого Кавказа. Естественно что подобные барьеры привели к появлению самобытных этнических и этнографических групп. Группы эти отличались прежде всего по языковым особенностям, а также по чертам быта, обычаям и т.д Сравнительно далеко зашел этот процесс у грузинских племен - мегрелов и сванов, которые помимо грузинского литературного языка имеют местные устные наречия. Однако эти наречия тесно примыкают к грузинскому языку и рассматриваются как его диалекты. В других провинциях формировались различные говоры грузинского языка. Этим, главным образом, и отличаются друг от друга картмийцы, имеретины, кажтинцы, месхи, рачинцы, лечхумцы, пшавы, хевсуры, мтиулы, гурийцы, аджарцы и др. Однако, несмотря на эти, казалось бы, в некоторых случаях довольно явственные различия еще в эпоху зрелого феодализма (X - XIII в) произошла политическая консолидация всех племен, населявших Грузию. В последней четверти X в. Образовалось единое феодально грузинское государство, объединившее все провинции под эгидой сильной централизованной власти. Таким образом, стали формироваться общие для народа культура, быт, психический склад. Даже политическая раздробленность страны не уничтожила общенациональных черт (позднее средневековье).
Во второй половине XIX в. Вместе с развитием капитализма происходило дальнейшее сближение между различными этнографическими группами, что неизбежно приводило к усилению общих черт культуры и языка.
5.2. Религия грузин. Большинство верующих этнических грузин принадлежат к Грузинской православной церкви (65% верующих), ветви православного христианства. Восточная Грузия в 326 н.э. была обращена в христианство благодаря проповеди святой равноапостольной Нины из Иерусалима и стала вторым (после Армении) государством, принявшим христианство в качестве официальной религии. Грузинская православная церковь в 5 в. получила автокефалию и долгое время оставалась независимой. С 11 в. ее предстоятель имеет титул католикоса-патриарха. В 1811 Грузинская православная церковь была включена в состав Русской православной церкви и утратила статус автокефалии. Был образован Грузинский экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, а позднее – в сане архиепископа. Статус автокефалии Грузинская православная церковь вернула в 1917, тогда же произошел полный разрыв отношений с Русской православной церковью. Их связи были восстановлены только в 1943. В советское время Грузинская церковь утратила былое влияние. Число церковных приходов сократилось примерно с 2000 (в 1917) до 80 (1960-е годы). Влияние церкви стало восстанавливаться только с конца 1980-х годов. В Грузии имеется небольшое число католиков, в Аджарии и в южных приграничных районах – много мусульман. Абхазы – в основном мусульмане-сунниты, но среди них встречаются и православные. Азербайджанцы, ассирийцы и курды – мусульмане. Всего среди верующих насчитывается ок. 11% мусульман. Большинство осетин исповедует православие. Армяне, греки и русские имеют собственные православные церкви, причем к Армянской апостольской церкви относятся примерно 8% верующих. Подавляющее большинство населения Грузии — православные христиане. Часть абхазов, а также грузин южных и юго-западных районов исповедуют ислам суннитского толка. 5.3. Быт Грузин. 5.3.1. Поселения и жилища. Поселения и жилища в различных регионах Грузии также имели свои особенности. В Восточной Грузии преобладали крупные многодворные селения, разделенные на кварталы, усадьбы, которые тесно примыкали друг к другу. Дома строили в основном из камня. В Западной Грузии села имели свободную планировку и тянулись иногда на много километров. Жилищем служил дощатый или бревенчатый дом. Строили и плетеные круглые хижины, крытые соломой. В горных районах села были невелики и размещались на крутых склонах, непригодных для земледелия. Двух-четырехэтажные каменные дома нередко напоминали средневековые укрепления. 5.3.2. Общественная жизнь грузин. К концу XIX в. в Грузии уже отчетливо прослеживались черты капиталистического развития, тем не менее в общественной жизни грузин большую роль продолжали играть сословно-феодальные и патриархально-родовые традиции. Сохранялись сословные разграничения и общинные пережитки - большие патриархальные семьи, кровная месть, культ рода. Христианские храмы и монастыри продолжали соседствовать с языческими святилищами (почитание горных вершин и рощ, камней и деревьев). В Грузии богата и разнообразна праздничная культура. Новый год и масленичные гулянья до сих пор не обходятся без ряженых и колядований. Грузины любят песни и танцы. 5.3.3. Хозяйство. В долинах Восточной Грузии издревле занимались земледелием, сочетая выращивание пшеницы и ячменя с виноградарством, плодоводством, огородничеством, шелководством. Скотоводство имело лишь подсобное значение. В Западной Грузии наряду с традиционными зерновыми культурами (просо, пшеница, ячмень) с XVII в. стала широко распространяться кукуруза. В середине XIX в. начали выращивать такие ценные субтропические культуры, как чай, цитрусовые, хлопчатник и табак. Важнейшая отрасль грузинского традиционного хозяйства — виноделие. Им занимались всюду, где произрастала виноградная лоза. Главными центрами виноделия считались Кахетия на востоке, Имеретия на западе. Виноградарство требовало от крестьянина высокой квалификации и больших затрат труда. Вино было одним из основных предметов вывоза прежней Грузии. 5.3.4. Одежда. У населения долинной части Грузии сложился общий тип костюма. Мужская одежда — свободная рубаха туникообразного покроя, штаны, шерстяные или кожаные ноговицы (гетры), короткий приталенный архалук (тип кафтана) с застежками от ворота до пояса, длинная (до колен или ниже) чоха (черкеска) с газырями, пояс. На ноги надевали вязаные носки, кожаную или вязаную обувь. Головным убором служили войлочные шляпы, меховые папахи, башлыки. Женский костюм состоял из рубахи, длинных штанов, платья с нагрудной вставкой и длинным матерчатым поясом. Основу головного убора составлял твердый обруч, обтянутый тканью, на который накладывалась шелковая или бархатная лентообразная повязка. Обруч с повязкой надевали поверх тонкой вуалевой косынки, сверху еще одна косынка.