Социально-экономическое положение Индии
Страница 3
Диаграмма 1
Основные составляющие ВВП Индии (в неизменных ценах 1980 – 1981 гг. при курсе 13 рупий = 1 долл. США)
Диаграмма 2
Темпы роста ВВП Индии
Развитие промышленности в Индии сдерживается недостаточной сырьевой базой, а также нехваткой финансовых средств, поэтому структура промышленного производства страны трансформируется медленно. Удельный вес отраслей в ней следующий: текстильная промышленность – 17,2%, нефтяная и угольная промышленность – 16,5%, черная и цветная металлургия – 14%, машиностроение – 12%, пищевая промышленность – 11,4%, целлюлозно-бумажная промышленность – 7%, электротехническая промышленность – 5%.
В 1997 – 1998 гг. производство основных видов промышленной продукции характеризовалось следующими показателями: уголь – 297 млн т, нефть – 33,8 млн т, сталь – 24,2 млн т, цемент – 60 млн т, зерновые – 193 млн т. вследствие все еще остро ощущающейся нехватки нефти Индия вынуждена ежегодно импортировать значительные объемы сырой нефти и нефтепродуктов. В 1997 – 1998 гг. их импорт составил соответственно 34,9 млн и 22 млн т.
Сельское хозяйство остается основной отраслью индийской экономики, в нем занято 2/3 трудоспособного населения страны. Индии принадлежит первое место в мире по производству чая, арахиса, сахарного тростника; второе – по производству риса; третье – по производству табака.
Основными направлениями деятельности правительства в области сельского хозяйства являются: ирригация посевных земель, расширение посевных площадей под высокоэффективные сорта семян, активное использование минеральных удобрений для увеличения сельскохозяйственного производства.
В 1997 – 1998 гг. производство основных сельскохозяйственных культур составило: зерна – 199,1 млн т (в том числе пшеницы – 68,7 млн т, риса – 82,7 млн т), чая – 770 тыс. т, кофе – 200 тыс. т, хлопка – 13,6 млн кип (по 170 кг), сахарного тростника – 272 млн т, табака – 660 тыс. т, картофеля – 21 млн т.
Удельный вес транспорта в ВВП составляет 6%; 80% пассажирских и 50% грузовых перевозок в стране приходится на автомобильный транспорт. По протяженности автомобильных дорог (2 млн км) Индия занимает четвертое место в мире. Протяженность железнодорожных линий – 63 тыс. км, в том числе 10 тыс. км – электрифицировано. Более 95% внешнеторгового грузооборота Индии приходится на морской транспорт.
Частный сектор играет доминирующую роль в развитии национальной экономики, обеспечивая 75% ВВП. Он преобладает в сельском хозяйстве, легком машиностроении, легкой, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле, автотранспорте.
Государственный сектор обеспечивает производство около четверти ВВП и занимает ведущие позиции в таких базовых отраслях, как оборонная промышленность, энергетика, железнодорожный, авиационный, морской транспорт, связь, а также, в известной степени, металлургия. На его долю приходится практически вся добыча и переработка нефти, угля, меди, свинца, цинка, более 60% выплавки стали, значительная часть производства удобрений, продукции тяжелого машиностроения, судо-, самолето- и станкостроения. В государственном секторе сосредоточено более 200 научно – исследовательских институтов и лабораторий, благодаря чему Индия вошла в круг стран, обладающих высокими электронными технологиями, космической промышленностью. Страна поставляет на мировой рынок телекоммуникационные и метеорологические средства связи, успешно осуществляет долгосрочную программу развития национальной атомной энергетики.
Фото из галереи
Пингвины на айсберге |
Пирамиды в Гизе |
Гонконг |
Великий сфикс Гизы |