Характеристика политико-географического положения Китая
Страница 2
II. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции.
До 1949 года транспортное сообщение в Китае было очень слабо развито. Около 60% грузовых перевозок осуществлялось тягловым скотом, на джонках при помощи рикши. Первая железная дорога длиной в 10 км была построена в 1881 году в провинции Хэбэй, в настоящее время Китай занимает пятое место в мире по железнодорожным перевозкам. Можно клеить обои на шпаклевку как поклеить обои Леруа.
Внешняя торговля занимает центральное место в системе внешнеэкономических связей Китая. По оценкам, к концу 90-х годов внешнеторговый оборот КНР составит 400 млрд. долл. (экспорт - 121,3 млрд. долл., импорт - 191,2 млрд. долл., 1994 г.). Растет “экспортность” хозяйства страны (объем внешней торговли составляет около 30% стоимости ВВП Китая).
Увеличение иностранного капитала оказывает большое влияние на внешнюю торговлю. На долю совместных предприятий приходится около 30% экспорта и более 40% импорта Китая.
С ростом уровня экономического развития страны меняется роль Китая на мировом рынке и товарная структура внешней торговли. Китай по-прежнему остается крупнейшим экспортером сырья в мире (уголь, черные и цветные металлы, хлопок, шелк и др.). Однако увеличивается доля готовой продукции (более 80% экспорта) и сокращается доля сырья и сельскохозяйственных товаров.
Китай является экспортером трудоемкой продукции (3/4 экспорта), благодаря возможности использования дешевой рабочей силы. Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (дешевые, из натурального сырья). Значителен экспорт товаров широкого потребления: игрушки, обувь, спортивные товары. Важное место в структуре экспорта принадлежит машинно-техническому оборудованию (25% стоимости экспорта). Это станки для небольших ремонтных мастерских, швейные машины, а в последнее время и несложная электронная аппаратура (магнитофоны, видео и т.п.).
В импорте Китая преобладает продукция машиностроения (оборудование, станки, электроника), транспортных средств (автомобили, самолеты). Растет ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов.
Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются Япония, США, ФРГ, Гонконг (Сянган). Причем Сянган является важной реэкспортной базой КНР. Во внешней торговле с развивающимися странами важны связи с государствами Юго-Восточной Азии, где проживает много китайцев.
Быстро развивается торговля с Россией, которая занимает 7-е место среди партнеров Китая (по импорту в 1994 г. - 4-е место вслед за Новой Зеландией, США и ФРГ). В то же время КНР - второй зарубежный торговый партнер России после ФРГ. Наиболее активно взаимная торговля развивается в приграничных областях (на Дальнем Востоке). У России покупают машины, лес и металл, в Россию продают текстиль, одежду, продовольствие.
За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разведанные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходиться на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находиться вблизи города Датун (провинция Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.
Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих. Зависимость Китая в сфере энергетики от внешних источников постоянно возрастает. На данное время доля импортируемой нефти в объёме всей потребляемой Китаем нефти составляет около 32% процента и при сохранении нынешних темпов роста может удвоиться до 2010 г. Пытаясь занять свою нишу на ближневосточном рынке, Китай столкнулся с тем, что этот рынок был уже практически занят Соединёнными Штатами, Японией и европейскими странами. В этих условиях Китай вынужден был осваивать те немногие свободные «рискованные» рынки, которые оставались ещё не занятыми или никого не интересовали, и предлагать на рынки такие товары, которые никто не предлагал. В 1990 г. экспорт Китая в ближневосточные страны составил 1.5 млрд. долл. К этому времени около 50 тысяч китайских рабочих и служащих работали в странах региона, в основном в строительстве. В 1994 г. только товарооборот между Китаем и арабскими странами Персидского залива составил 2.26 млрд. долл.