Характеристика Франции

Страница 5

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство – одно из важнейших направлений международной специализации – реализует на внешнем рынке более 1/3 производимой продукции. В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15 % экспорта и менее 10 % импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Тем не менее во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами. Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и решающих факторов экономического развития Франции. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4 - е место в мире – после США, ФРГ, Японии. В 1996 г. внешнеторговые показатели Франции достигли высокого уровня: экспорт составил 1485, 8 млрд. фр., импорт – 1363, 5 млрд., а положительное сальдо возросло до 122, 3 млрд. фр. Франции удалось добиться существенного улучшения внешнеторгового баланса за последние пять лет после длительного периода, характеризующегося дефицитом внешней торговли.

Непроизводственная сфера

Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции; на нее приходится более половины ВВП и свыше 69 % всех занятых. Услуги – наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело.

За последние 30 лет укрепились позиции сферы обслуживания в городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах - спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активных в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран. В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в среднем 6 % активного населения, Париж - 13 %, Канны, Ницца, Лион - 11 %. Чем больше город, тем более важное место в занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных советов, службы изучения. Локализация услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города, региональной специфики.

Внешние торгово-экономические отношения

Главные торговые партнеры Франции – страны ЕС (около 65 % всего оборота), особенно ближайшие соседи – Германия, Италия, Испания, Бельгия, Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии. Промышленная продукция занимает основную часть внешнеторгового оборота Франции. В 1996 г. на промышленную продукцию гражданского назначения приходилось 82 % экспорта и 81 % импорта. Помимо упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей, электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и парфюмерно - косметической продукции. Во французском импорте преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной промышленности, целлюлозно - бумажные товары, бытовые приборы, ткани и одежда, лесоматериалы и мебель.

Необходимо отметить высокую концентрацию внешней торговли Франции в руках небольшого числа крупнейших компаний. 50 % французского экспорта и импорта осуществляют соответственно 25 и 500 фирм. В то же время 70 % французских компаний, участвующих во внешней торговле, обеспечивают всего лишь 1 % ее оборота. 20 первых французских экспортеров контролируют 21 % вывоза из страны, а 20 крупнейших импортеров – 18 % ввоза.

В 1996 г. положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям Франции достигло 101 млрд. фр. Или 1, 3 % ВВП. В 1996 г. было отмечено повышение вывоза капитала над его ввозом. Отток капитала объясняется ростом прямых инвестиций французских предприятий за рубежом до 92 млрд. фр. Против 64 млрд. фр. В 1995 г. при сохранении в целом объема иностранных инвестиций во Франции на уровне 82 млрд. фр. Вывоз капиталов в форме портфельных инвестиций возрос до 276 млрд. фр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Разделы