Речное и набережное строительство г. Барнаула
Страница 8
Идея выхода города к реке хорошо отражается в градостроительных планах. Актуально это и в настоящее время. В последние года разрабатываются планы по застройке района вокруг устья Барнаулки. Так, например, между левым берегом Оби и правым Барнаулки строится 26-этажная гостиница «Парус» оригинальной парусообразной формы. На нижних этажах ее планируется разместить культурно-развлекательные заведения. Берега Барнаулки предложено благоустроить и соединить переходными мостами. В устье реки – начать строительство жилых многоэтажных (не ниже 16 этажей) домов и объектов соцкультбыта. С одной стороны, это должно оказаться весьма выгодными мероприятиями, т.к. район для многоэтажек ныне застроен уже ветхими домами, которые и одновременно ухудшают внешнюю панораму города и являются либо в аварийном, либо в предаварийном состоянии. С другой стороны, здания оказываются непосредственно близки к воде, т.е. нарушают границу водоохранной зоны [29].
Была также выдвинута идея развернуть русло Барнаулки в «ковш». Нам это видится вполне целесообразным, т.к. вода в нем станет проточной, что очистит его, сделает более пригодным для отдыха, который уже осуществлялся здесь довольно интенсивно перед созданием затона (см. гл. 2.2.). Однако есть опасение, что мелководный затон получив проточную воду, получит вместе с ней и чрезмерно большое количество донных наносов Барнаулки. Со временем они могут изменить русло затона настолько, что он не сможет более поддерживать свои функции. Это обстоятельство требует отдельных исследований, которые мы пока только начинаем проводить. Однако вспомним, что затон был образован после того, как место в районе дамбы сильно обмелело именно по причине донных отложений Барнаулки.
Одним из перспективных аспектов всех этих планов является «разгрузка» площади Спартака. Это объясняется так: «По замыслу архитекторов, троллейбусную линию можно будет немного продлить, так, чтобы троллейбусы подходили к торговому центру (справа от речного вокзала). Но конечная остановка, как и автобусная (в том числе и с пл. Спартака) будет перенесена в район пересечения Социалистического проспекта с улицей Малой Олонской. Таким образом вечно загруженную чадящим транспортом площадь Спартака можно будет реконструировать и превратить в пешеходную зону. К новостройкам на берегу Барнаулки и до зоны отдыха будут ходить маршрутки» [29].
Таким образом, проекты довольно перспективны, но требуют очень тщательной проработки всех аспектов градостроительства.
Заключение
Город Барнаул знаменит многими местными достопримечательностями. В том числе и своим положением на берегу одной из крупнейших рек мира – Оби. Такое расположение, конечно же, не могло не сыграть большой роли в градостроительстве и развитии транспорта города. Большое значение оно имеет и для отдыха населения, используемое как рекреационное место. Интенсивное использование таких речных ресурсов (транспортных, рекреационных, градостроительных) началось чуть больше века назад, когда в городе стали появляться первые пароходные компании. Но в настоящее время население сталкивается с проблемами, вызванными неправильным освоением прибрежной зоны Оби. Большую проблему почти ежегодно вызывает затопление паводковыми водами поселков Затон и им. Ильича. В последние десятилетия встает проблема загрязнения прибрежной зоны, особенно это относиться к территории «ковша».
Однако, другая река, протекающая по территории Барнаула, Барнаулка, также является объектом пристального внимания экологов. Две плотины, построенные здесь, потеряли свое значение, - одна (заводской пруд) разрушилась в 20 веке, другая (Лесной пруд) потеряла свои эксплутационные возможности. В свою очередь Лесной пруд, являвшийся до недавнего времени одним из основных рекреационных мест в Барнауле, оказался полностью не пригоден для эксплуатации, хотя будучи в рабочем состоянии, он имел хорошо развитую систему обслуживания отдыхающих и был достаточно полноценно оборудован. (С другой стороны, для Барнаулки избавление от рекреационной нагрузки, несомненно, пошло только на пользу)