Описание Волго-Вятского экономического района

Страница 4

Общая численность мордвы в России составляет более 1 млн. чел., на территории самой республики проживает всего 27,2% народа, значительные группы мордвы живут в других республиках и областях Волго-Вятского района, Поволжского, Уральского, Сибири. Национальный состав республики – мордва (32,5%), русские (60,8%).

Народ делится на две крупные субэтнические группы – эрзя (проживают в основном на востоке республики) и мокша (западные и южные районы), имеются небольшие этнографические группы мордвы – эрзянская (в самой Мордовии) терюхане (Нижегородская область), каратаи (Татарстан). Говорят на многочисленных диалектах двух языков – эрзянского и мокшанского, распространен русский язык. Верующие – православные.

Основные традиционные занятия населения – пашенное земледелие, животноводство (разведение крупного и мелкого рогатого скота), пчеловодство, сельскохозяйственные отхожие промыслы.

Марийцы (мари, марий, ранее – черемисы) – коренное население Республики Мари Эл; общая численность марийцев – 644 тыс. чел. В самой республике проживает менее 50% марийцев, значительные группы имеются в других регионах Волго-Вятского, Поволжского и Уральского районов. Национальный состав республики – марийцы (43,3%), русские(47,5%), татары(5,9%).

Марийцы делятся на три группы: горные марийцы (на правобережье Волги), луговые (в междуречье Ветлуги и Вятки) и восточные (в Башкирии). Говорят на нескольких диалектах марийского языка, распространен также русский. Верующие – преимущественно православные и приверженцы «марийской веры» (марла вера). По характеру традиционные занятия во многом похожи на традиционные занятие мордвы с добавлением лесных промыслов и рыболовства.

Трудовые ресурсы

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность регионов трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион испытывал избыток трудовых ресурсов и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Трудоспособное население составляет около 4,3 млн. чел. Это более чем 50% населения района. В свою очередь из них более 50% занято в промышленности, а 25% в сельском хозяйстве и в лесном хозяйстве. Квалифицированные кадры составляют рабочие традиционных профессий, металлисты, кожевники, речники, деревообделочники.

Отрасли хозяйственного комплекса

Волго-Вятский район представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. Кроме того, отраслями, дополняющими комплекс, являются электроэнергетика, топливная, черная и цветная, пищевая промышленность, промышленность стройматериалов.

Главную роль играют машиностроение и металлообработка. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Среди отраслей рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Среди предприятий комплекса выделяются акционерное общество “АвтоГаз”, головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники, построенные в малых и средних городах региона: моторный завод – в Заволжье, тормозных узлов – в Канаше, шинный – в Кирове, автофургонов – в Шумерле, автосамосвалов – в Саранске, в Павлове выпускают автобусы для сельской местности. Известен также Чебоксарский завод промышленных тракторов. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению специализации района на производстве продукции машиностроения.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное ведущим предприятием страны “Красное Сормово” в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. В Сосновке производятся суда на воздушной подушке и промысловые суда (траулеры, суда для ловли креветок и тунца). Морские ледокольно-транспортные суда и речные сухогрузы типа «река-море» строятся в Навашине, плавучие дизели и установки по добыче сапропеля – в городе Бор, плавучие доки – в Городце. Центрами речного и озерного судостроения являются также Звенигово, Котельнич, Чкаловск, поселки Память Парижской Коммуны и Шморское.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Разделы