Центрально-Восточная Европа
Страница 10
Была значительно расширена и улучшена сеть автомобильных дорог. Появились первоклассные автомагистрали. Строятся отдельные участки меридиональной скоростной автострады Север — Юг от берегов Балтики до Эгейского моря и пролива Босфор (Гданьск — Варшава — Будапешт — Белград — София — Стамбул с ответвлением на Ниш — Салоники). Возрастает значение широтной автомагистрали Москва — Минск — Варшава — Берлин. Но в целом регион ЦВЕ по уровню развития дорожной сети и автомобильного транспорта продолжает сильно отставать от Западной Европы.
Регион ЦВЕстал важным связующим звеном в развивающейся системе трубопроводного транспорта Европы. Он оказался на пути основных потоков нефти и природного газа из России в страны ЕС. Создание сети магистральных нефте- и газопроводов позволило сократить нагрузку на железнодорожный транспорт, пропускная способность которого была почти исчерпана. Основу трубопроводной сети ЦВЕ составляют нефте- и газопроводы, передающие топливо и сырье из России. По этим трубопроводам передается транзитом много природного газа и в другие европейские страны. Так, через территорию Польши, Словакии, Чехии и Венгрии передается газ в страны Западной Европы, а через Румынию и Болгарию — в Грецию и Турцию.
Актуальная задача европейского сотрудничества в области транспорта — развитие объединенной системы внутренних водных путей международного значения. Важное звено этой системы — водный путь Рейн — Майн — Дунай.
Комплексы гидротехнических сооружений на этом пути в основном завершены. Однако для обеспечения регулярных перевозок массовых грузов предстоит «расшить» несколько «узких» мест. Одно из них — участок Дуная между Словакией и Венгрией, где в период мелководья (чаще во второй половине лета) проход груженых судов затруднен. С целью улучшения навигационных условий на этом участке было решено построить совместный гидрокомплекс Габчиково — Надьмарош. Незадолго до срока завершения этого крупного сооружения Венгрия в 1989 г. отказалась от его продолжения (по экологическим и политическим причинам). К сожалению, политическая конъюнктура ставит немало рогаток на пути общеевропейской интеграции. Еще один пример: прекращение регулярного судоходства на Дунае в 1994 г. как следствие экономической блокады Союзной Республики Югославии со стороны ООН. Самым трудным участком для судоходства по Дунаю был до начала 70-х годов район ущелья Катаракты между отрогами Южных Карпат с севера (Румыния) и отрогами Восточно-Сербских гор с юга (Сербия); совместными усилиями обеих стран там были сооружены два гидрокомплекса — «Железные ворота I» и «Железные ворота II» с крупнейшими в Европе шлюзами и приплотинными гидростанциями (мощность ГЭС «Железные ворота I» более 2 млн. кВт).
Морской транспорт стран ЦВЕиграет важную роль во внешнеторговых перевозках, но в целом его значение в транспортной системе большинства стран региона много меньше, чем у стран Западной Европы. Естественно, в хозяйстве приморских стран: Польши (портовые комплексы Гдыня — Гданьск и Щецин — Свиноуйсьце), Румынии (комплекс Констанца — Аджиджа), Болгарии (порты Варна и Бургас) и Хорватии (главный порт Риека) порты играют важную роль.
Внешние экономические связи стран ЦВЕ в 60—80-е годы имели решающее значение в формировании восточноевропейского интеграционного региона, включавшего и бывший СССР. Более 3/5 внешнеторгового оборота стран ЦВЕ приходилось на взаимные поставки в рамках стран — членов бывшего Совета Экономической Взаимопомощи. Переориентация политического и экономического развития стран ЦВЕ привела в 90-х годах к изменениям их традиционных экономических связей. Прежние связи оказались в значительной степени разрушенными, а новые в условиях большого спада производства в первой половине 90-х годов налаживались с трудом. Тем не менее географическая направленность экономических связей стран ЦВЕ изменилась в сторону прежде всего Западной Европы, Преобразования в ЦВЕ способствуют проникновению западноевропейской продукции и капиталов на емкий восточноевропейский рынок. Вместе с тем традиционная продукция стран ЦВЕ с большим трудом пробивает себе путь на Запад в условиях жесткой конкуренции. Эти страны обеспечивали в конце 90-х годов лишь 4% импорта стран ЕС. Поворот ЦВЕ к Западу не принес ей ожидаемых быстрых результатов в реконструкции и подъеме народного хозяйства. Стало очевидным, что перспективное развитие хозяйственных комплексов стран ЦВЕ должно опираться на объективную необходимость сочетания широких связей как с Западом, так и с Востоком. Предпринимаются усилия для частичного восстановления на взаимовыгодной основе связей с Россией, Украиной и другими республиками бывшего СССР. Основная часть — 4/5 внешнего товарооборота стран ЦВЕ реализуется в пределах Европы. В конце 90-х годов около 70% внешней торговли ЦВЕ осуществлялось со странами ЕС (главные среди них — Германия, Италия, Австрия). Активизируется и взаимная торговля в рамках региона.