Азиатско-тихоокеанский регион
Страница 3
За последние десятилетия Китай, хозяйство которого основывается на общественной собственности, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики: главные каскады ГЭС сооружаются в верховьях Янцзы и Хуанхэ.
В машиностроительном комплексе преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Главные центры машиностроения — Шанхай, Харбин, Пекин, Лоян и др.
Химический комплекс опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяют две группы производств: 1) минеральных удобрений; 2) бытовой химии и фармацевтики.
Столицей текстильной промышленности является Шанхай
В сельском хозяйстве Китая занято 400 млн человек. В растениеводстве резко преобладают зерновые — 80% всех посевов. Главной возделываемой культурой остается рис.
Среди технических культур преобладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков, волов.
Примерно половина грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Однако растет доля автомобильного, морского и трубопроводного транспорта.
Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона.
Наиболее яркими и интересными представителями НИС, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, именно на них обращено внимание мира последние 10 лет. Район Азиатского континента и бассейна Тихого океана на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, ведь именно в этом регионе миру явилось чудо “азиатских драконов” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), а также “азиатских тигров” (Тайланд, Малазия, Индонезия, Филиппины). Ещё 15-20 лет назад эти страны относились к беднейшим государствам мира. Однако в последние годы их социально-экономический прогресс был настолько стремительным, что справочники не успевали фиксировать происходящие там перемены. За последнее десятилетие ХХ столетия доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих государств увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всём их экспорте – с 14 в 1975 году, до 66% в 1997. Данные представители НИС развиваются по принципу “лестницы”, а значит, можно предположить, что следующей ступенью с этих странах станет освоение капитало- и частично наукоёмких товаров на экспорт.
Они занимают видное место не только благодаря высокому стабильному росту валового национального продукта (в среднем 8% в год за последние 20 лет), но и возросшей конкурентоспособностью своей продукции на мировом рынке.
Тем не менее стоит отметить, что в целом для роста НИС, как и для роста других стран третьего мира, характерны экстенсивность, высокая материалоёмкость и трудоёмкость производства. Эти особенности воспроизводства объясняются тем, что переход к индустриальному типу производительных сил осуществляется не по стадиям, как это происходило в своё время в Западной Европе, США и в Японии, а скачкообразно, носит “догоняющий” характер, что обусловливает серьёзный экономические издержки.
За последнее десятилетие развивающиеся страны действительно добились больших успехов в своём экономическом развитии, преодолении социально-экономической, научно-технической и культурной отсталости, унаследованной от колониальных времён.
Ускоренное развитие экономики развивающихся государств (особенно НИС) способствовало интенсивному процессу повышения доли сферы обслуживания (до 51% в структуре ВВП) и промышленности (до 28,4%) и уменьшению доли сельского хозяйства (до 14,5%) в общей структуре народного хозяйства. Но, несмотря на то, что такая структура характерна для всех развитый стран, всё это является чисто внешним сходством, которое при глубоком анализе показывает огромные деформации: наличие традиционных отраслей сфер производства, слабая научно-техническая база, отсутствие современной индустриальной и социальной инфраструктуры и т.д.