Китай. Характеристика страны
Страница 19
5.3) Транспорт.
До 1949 года транспортное сообщение в Китае было очень слабо развито. Около 60% грузовых перевозок осу ществлялось тягловым скотом, на джонках при помощи рикши. Первая железная дорога длиной в 10 км была построена в 1881 году в провинции Хэбэй, в настоящее время Китай занимает пятое место в мире по железнодорожным перевозкам.
5.4) Экологические проблемы.
В связи с имевшим место в последние годы нерациональным освоением и использованием морских ресурсов, экологические проблемы в прибрежных морских водах Китая приобретают все более актуальный характер. Об этом говорится в недавно опубликованном Государственным океанологическом управлением КНР докладе о состоянии морской среды Китая. Наиболее актуальными проблемами являются: ухудшение экологической ситуации в береговой акватории, несбалансированность структуры экосистемы моря, уменьшение разнообразия живых существ и количества редких животных и растений, учащение морских бедствий, "нашествие" чужеземных живых существ, приносящих большой ущерб. Причинами ухудшения качества береговой морской среды стали слив в море промышленных и бытовых сточных вод, хищнический лов "даров моря" и чрезмерная добыча морских ресурсов. По предварительным подсчетам, из-за нерациональной деятельности людей площади приморских заболоченных земель и коралловых рифов сократилась примерно на 2,19 млн гектаров и на 80 процентов соответственно. Это ставит под угрозу существование пернатых и ряд видов редких животных. В целях охраны стабильного состояния морской экологической системы государство усилит контроль за ввозом из-за рубежа живых существ и создаст морские заповедники и специальные аквариумы.
7. Характеристика экономических районов.
С 1978 г. китайское правительство преобразовывает экономическую систему, одновременно планомерно и последовательно осуществляет политику открытости страны.
Начиная с 1980 г. в Китае создано 5 особых экономических районов: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (пров. Гуандун), Сямэнь (пров. Фуцзянь) и Хайнань (охватывающий всю пров. Хайнань). В 1984 г. китайское правительство предприняло новый шаг для открытия страны внеш нему миру: 14 городов - Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Лянъюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Гуанчжоу, Фучжоу, Чжаньцзян и Бэйхай обрели статус открытых приморских городов. С 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике на юге провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, в провинции Хэбэй и Гуанси-Чжуанском автономном районе. В результате сформировалась открытая экономическая полоса в приморье страны. Начиная с 1992 г. с санкции Госсовета статус открытых для внешнего мира зон получили ряд приграничных городов, а также административные центра всех внутриконтинентальных провинций и автономных районов.
В крупных и средних городах страны создано 15 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 53 зоны освоения новых и высоких технологий государственного значения. Таким образом сложилась структура многоступенчатой и всесторонней открытости Китая внешнему миру на базе приморья, бассейна Янцзы, приграничья и внутриконтинентальных районов страны. Все эти районы, открытые для внешнего мира, играют роль "окон" и посредников в ходе развития ориентирующейся на внешний рынок экономики, в увеличении валютных доходов, ввозе передовой зарубежной техники и технологий. 5 особых экономических районов представляет собой зону, ориентирующуюся на внешний мир. Она развивает главным образом обрабатывающую промышленность, выпускающую экспортную продукцию, и объединяет в единый комплекс научные исследования, производство и торговлю. На ее территории проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления.