Геоурбанистика
Страница 7
Правда, в целом на земном шаре сельское население продолжает увеличиваться – с 1,8 до 3,2 млрд. человек в 1950 – 2000 г.г. Но в первой четверти XXI века его численность, видимо, стабилизируется. Рост сельского населения во второй половине XX века происходит исключительно благодаря развивающимся странам, где проживает около 90% сельских жителей мира. В развитых странах сельское население постепенно сокращается – с 366 млн. человек в 1950 г., до 300 млн. в 1990 г
3.2. Основные черты современной урбанизации
Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах .
В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 1905г. – 29%, а в 1990г. – 45%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 50 млн. человек[10].
Вторая черта – сосредоточение населения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всего характером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Кроме того, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.
В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов, в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х г.г. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI века число больших городов достигнет 4 тыс.
Среди больших городов принято особо выделить крупнейшие города миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей. Исторически первым городом был Рим во времена Юлия Цезаря.
В начале XX века их было всего 10, в начале 80-х г.г. – более 200, а к концу столетия число их, видимо, превысит 400. В России в 1992г. насчитывалось 13 таких городов. Более 30 «супергородов» мира уже имеют свыше 5 млн. жителей каждый.
Третья черта – «распознание» городов и расширение их территорий. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного города к городским агломерациям - территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры[11].
Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка: в них проживают по 16-20 млн. человек. В России из нескольких десятков крупных агломераций самая большая - Московская с населением 13,5 млн. человек; она включает около 100 городских и несколько тысяч сельских поселений[8].
Многие из них трансформируются в еще более крупные образования – урбанизационные районы и зоны.
3.3. Уровни и темпы урбанизации
Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.
По уровню урбанизациивсе страны мира можно подразделить на 4 большие группы.
§ Низкий уровень урбанизации - менее 20% ;
§ Средний уровень урбанизации - от 20% до 50% ;
§ Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72% ;
§ Очень высокий уровень урбанизации - свыше 72% .
Основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%[13].
Слабоурбанизированные страны - Западная и Восточная Африка,Мадагаскар и некоторые страны Азии.
Среднеурбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.
Высокоурбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка.
Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%.
Темпы урбанизацииво многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды.