История и экономика ОАЭ—Объединённых Арабских Эмиратов
Страница 4
До начала 1930-х британские связи с побережьем оставались крайне ограниченными. Экспансия ваххабитских правителей Неджда еще более пошатнула позиции Великобритании в этом регионе. Во внутренних районах, где власть англичан всегда была номинальной, племена склонялись к объединению с ваххабитами Центральной Аравии. Только в 1932 территория Договорного Омана понадобилась британским авиалиниям для строительства промежуточных аэропортов (дом отдыха для пассажиров и команды в Шардже) на пути между Лондоном и Индией.
В конце 1920-х на побережье разразился экономический кризис, вызванный появлением на мировом рынке японского искусственного жемчуга.
Обнаружение нефти изменило стратегическое и экономическое значения этого удаленного уголка Британской империи. Опасаясь, что этот район может попасть в руки конкурентов, англичане срочно создали компанию «Петролеум девелопмент оф Трушилл Коуст». В 1937 британские нефтяные компании получили концессии на добычу и разведку нефти в Дубае и Шарджи, в 1938 – в Рас-эль-Хайме и Кальбе, в 1939 – в Абу-Даби и Аджмане.
Принимая во внимание возросший вес Договорного Омана в регионе, Лондон начал разрабатывать план объединения подвластных ему шейхств в федеративное арабское государство, в состав которой должны были войти также Ирак, Трансиордания и Палестина. Планы Англии всерьез встревожили население эмиратов. Там участились антифеодальные и антиколониальные выступления. В Шардже дело дошло до открытых столкновений, в ходе которых был разрушен построенный англичанами аэродром. Племена, пограничные с Маскатом и Оманом, с оружием в руках препятствовали проведению картографической съемки. В конце концов Лондон был вынужден отказаться от плана создания федерации.
В 1938–1939 произошла неудачная попытка политических реформ в Дубае. Правящая династия основала Финансовый совет, состоящий из местной знати, который, однако, попытался отстранить ее от власти. Спустя год Совет был распущен.
В годы Второй мировой войны шейхства Договорного Омана придерживались политики нейтралитета, после войны их статус был повышен до эмиратов (княжеств), одновременно были сделаны первые шаги по интеграции эмиратов в федерацию. В 1945 и 1950–1951 состоялись несколько встреч правителей эмиратов, на которых обсуждались вопросы объединения полицейских сил, таможенного управления, валютной системы. В 1951 для защиты персонала нефтяных компаний были созданы местные вооруженные силы, т.н. «Скауты Договорного Омана» (численность – 1600 человек, во главе – британские офицеры). В 1952 созданием двух институтов – Совета Договорных Государств, возглавлявшегося британским политическим агентом в Дубае, и Фонда развития Договорных Государств – были заложены основы будущей федерации.
Одновременно продолжались внутренние и внешние пограничные конфликты, часто вызванные экономическими интересами западных монополий. В 1947–1949 произошли столкновения между Абу-Даби и Дубаем.
Внутриполитическая обстановка в 1940–1950-е осложнялась соперничеством английских и американских нефтяных компаний. Вплоть до середины 1950-х наиболее острым предметом спора между АРАМКО, «Ирак петролеум компани» и «Ройял Датч-Шелл» были нефтеносные земли оазиса Эль-Бурайми, претензии на которой с 19 в. предъявляли правители Абу-Даби, Саудовской Аравии и Омана. В 1949 здесь появились поисковые партии американской нефтяной компании АРАМКО, действовавшей в интересах Саудовской Аравии; в 1952 саудовские силы установили свой контроль над Эль-Бурайми. Только в октябре 1955, после провала переговоров, поддерживаемые англичанами вооруженные силы Омана и Абу-Даби вновь завладели оазисом.