Общая экономико-географическая характеристика России
Страница 29
Транспорт. Территориальная структура транспортной сети Центрального" экономического района — радиально-колыдевая. Ядро — Московская агломерация. Хороню развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта.
Москва является также речным портом, имеющим (через Волгу и систему судоходных каналов) выход к пяти морям.
Северо-Западный район
Состав. Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург (город федерального значения).
Экономико-географическое положение. Положение района — приморское, выгодное. Это небольшой по площади район у берегов Балтийского моря или недалеко от него. По рекам и озерам этого района проходил древний торговый путь "из варяг в греки", на котором возникла Новгородская Русь. На протяжении двух столетий г. Санкт-Петербург являлся столицей России. Район расположен между развитыми европейскими государствами — Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом РФ, а также рядом с Северным экономическим районом РФ. В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.
Природные условия и ресурсы. Климат района умеренно-континентальный, на побережье — морской. Для всей территории характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Леса занимают немногим менее половины площади района, а на северо-востоке лесистость местности достигает 70%.
Характерен моренно-ледниковый рельеф с холмами и грядами. Особенно много моренных холмов на возвышенностях, где они чередуются с озерными впадинами. Северо-Запад Русской равнины — озерный край: здесь около 7 тыс. озер. Крупнейшие — Ладожское (площадь 18 тыс. км2), Онежское, Чудское, Ильмень. Речная сеть — густая. Сравнительно короткая река Нева (74 км), вытекающая из Ладожского озера и впадающая в Финский залив, одна из самых многоводных в России.
Полезные ископаемые: огнеупорные глины, горючие сланцы, фосфориты, кварцевые пески, известняки, соляные источники (в районе Старой Русы), бокситы (Тихвин).
Население района — 8,05 млн. человек (1996 г.). Площадь — 196,5 тыс. км2. Средняя плотность населения — около 40 чел. на 1 км2, однако в периферийных районах плотность сельского населения составляет лишь 2—4 человека на 1 км2. Большинство населения составляют русские. Коэффициент урбанизации — 87%. Население г. Санкт-Петербург — около 5 млн. человек.
Хозяйство. Основные социально-экономические предпосылки развития района: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская база.
Северо-Запад — индустриальный район с развитым комплексом обрабатывающей промышленности с высоким удельным весом машиностроения, который ориентируется на привозное сырье и топливо.
Отрасли специализации — машиностроение, требующее высокой квалификации труда, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность.
Машиностроительный комплекс района характеризуется развитыми внутриотраслевыми связями. Представлены следующие отрасли машиностроения: энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение. Район является крупным поставщиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов.
Производство энергетического оборудования: генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС представлено предприятиями в Санкт-Петербурге. Развито судостроение: "Адмиралтейский", "Балтийский" заводы Санкт-Петербурга производят атомные ледоколы, океанские сухогрузы и др.
Наукоемкие отрасли представлены приборостроением, радиотехникой, электроникой, электротехникой (Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса). В Новгороде, Пскове, Выборге, Калининграде производят радио- и телевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны.
Химическая промышленность Санкт-Петербурга была пионером в производстве полимеров, пластмасс, фармацевтической промышленности в России.