Дания и Швеция
Страница 6
2.Природные ресурсы
Не имея развитой сырьевой базы, Дания импортирует значительные количества промышленного сырья как растительного и животного, так и минерального происхождения. Наиболее заметным является поставки древесины (3,5 млрд. крон). Заметное место в общем импорте занимают товары топливно-энергетической группы, особенно уголь, нефть и нефтепродукты. В 1996 году в Данию было завезено энергетического угля на 2,9 млрд. крон, нефти и нефтепродуктов на 9 млрд. крон. На территории Дании есть месторождения нефти, природного газа и калийной соли.
2.1.Рельеф и климат
Бóльшая часть территории Дании состоит из обширных волнистых равнин и невысоких, местами крутосклонных холмов. Самая высокая точка страны, гора Идинг-Сковхой (173 м), находится в восточной Ютландии, а самая низкая точка (12 м ниже у.м.) – на западном побережье этого полуострова.
Формы рельефа Дании возникли в результате деятельности ледниковых покровов в плейстоцене. Преобладают моренные равнины и холмисто-моренные ландшафты с многочисленными котловинами, занятыми озерами и болотами. Местами, особенно в Западной Ютландии, развиты плоские водно-ледниковые равнины – зандры. На севере страны под влиянием сравнительно недавнего поднятия образовались ступенчатые морские равнины. Коренные породы – преимущественно известняки позднего мела и кайнозоя – перекрыты маломощным чехлом плейстоценовых отложений и обнажаются только в Северной Ютландии и на о.Борнхольм. С этими породами связаны большие запасы подземных вод.
Восточные берега Дании сильно изрезаны и изобилуют бухтами; западные и северные – преимущественно выровнены и окаймлены песчаными дюнами; на юго-западе Ютландии представлены ваттовые берега, испытывающие влияние морских приливов. Вдоль этих низменных берегов возведены дамбы, защищающие сельскохозяйственные угодья от наводнений.
КлиматДании умеренно-морской с мягкой зимой, прохладным летом и затяжными переходными сезонами. Влияние океана наиболее резко выражено зимой. Средняя температура февраля 0° С, июля 15–16° С. Бóльшую часть года преобладают сильные ветры, преимущественно западных румбов. Зимой держится облачная погода, а весной – солнечная. Весна наступает поздно. Летом стоит ясная теплая погода. Среднее годовое количество осадков колеблется от 800 мм на западе Ютландии до 450 мм на побережье пролива Большой Бельт. Максимальное количество осадков приходится на осенне-зимний период, а минимальное – на весну и начало лета. Осадки в основном выпадают в виде дождя.
3.Хозяйство
3.1.Промышленность
Подобно соседним скандинавским странам, Дания полностью ощутила влияние промышленной революции только в конце 19 в., главным образом из-за отсутствия угольных месторождений. Возможности для развития промышленности в Дании были гораздо более ограничены, чем в любой другой стране Северной Европы. В отличие от Швеции и Норвегии, в Дании нет крупных рек и значительных запасов гидроэнергии. Запасов нефти и газа в датском секторе Северного моря меньше, чем в норвежском и британском. Леса занимают менее 10% площади страны.
Структура промышленности Дании базируется на ее сельскохозяйственной продукции, на ресурсах известняков и глин и на широком спектре импортного сырья. Важным фактором является наличие квалифицированной рабочей силы.
В 1990-е годы Дания располагала разнообразной промышленностью, причем ни одна из отраслей не занимала господствующего положения в экономике. В 1996 численность занятых в промышленности составляла 485 тыс. человек и фактически мало изменилась с 1985. Примерно четверть занятых сконцентрированы в металлургии и машиностроении. Тем не менее в 1996 промышленные предприятия производили примерно 27% ВВП Дании и поставляли ок. 75% экспорта. В стране действуют как крупные заводы по производству чугуна и стали (крупнейший из них – сталелитейный комбинат в Фредериксверке), так и многочисленные мелкие предприятия по производству доильных аппаратов и электронного оборудования. Промышленные предприятия размещены во многих районах страны и обеспечивают рабочие места почти в каждом городе. Однако крупнейшие и самые известные промышленные центры – Копенгаген, Орхус и Оденсе. Судостроение было важнейшей отраслью промышленности Дании, но из-за иностранной конкуренции была свернута или полностью прекратилась деятельность многих крупных судоверфей в Копенгагене, Хельсингёре и Ольборге. Однако функционируют судоверфи в Оденсе и Фредериксхавне. В 1912 на судоверфях в Копенгагене было впервые спущено на воду большое двухпалубное дизельное судно «Зеландия». Датские судоверфи специализируются также на выпуске судов-рефрижераторов, железнодорожных и автомобильных паромов.