История формирования мирового хозяйства

Страница 9

5. Понятие глобализации хозяйственной деятельности Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок то­варов, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобали­зацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализа­ции, ее дальнейшее развитие. Однако, когда мир был единым рынком (да и то за исключением регионов, проводивших полити­ку импортозамещения) лишь для небольшого числа компаний, речь шла об интернационализации. Когда же мир становится еди­ным рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все его регионы открыты для деятельности этого рынка, то можно говорить о новом явлении — глобализации. Целью современных корпораций является не столько макси­мизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных, но и с национальных рынков, как это про­изошло в 90-е гг. со многими российскими компаниями, особен­но по производству потребительских товаров. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными корпорация­ми в том смысле, что они присутствуют или доминируют в боль­шинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Таким образом, оборотной стороной политики максимизации рынка яв­ляется ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так оно приводит к закрытию или прозябанию многих национальных компаний, которые ранее могли рассмат­ривать рынок своей страны как свою крепость, где им грозила конкуренция только со стороны других национальных фирм. Гло­бализация делает международную конкуренцию обычным явлени­ем и на внутреннем рынке. Интернационализация, перерастающая в глобализацию, пре­вращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональ­ные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятель­ности прежде всего к соседним странам. Многие из них имеют дело со всеми регионами мира, но свой и соседние регионы ока­зываются преобладающими в их внешнеэкономических связях. Подобная внешнеэкономическая ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией. Примером может быть внешняя торговля России. В 1997 г. на другие страны — члены СНГ приходилось около 22% российского экспорта и импорта товаров, на страны Европы — около 52% и на соседние азиатские страны, прежде всего Китай, — около 8%. Таким образом, более 80% внешнеторгового оборота России при­ходится на соседние страны и регионы, хотя наша страна активно торгует и со многими отдаленными от нее странами мира (напри­мер, на США приходилось более 6% внешнеторгового оборота России). Другим примером может быть Европейский союз, где на взаимные капиталовложения приходится более 55% всего ввоза и вывоза капитала (если судить по прямым инвестициям). Центральное звено глобализации хозяйственной жизни — междуна­родное производство под контролем транснациональных корпораций (ТНК), т. е. таких, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории более чем одной страны. ТНК существенно модифицируют как структуру мирохозяйствен­ных связей, так и механизм функционирования национальных воспроизводственных комплексов. Все большие объемы международной торговли товарами, обмена науч­но-техническими знаниями, производственных кооперационных связей и миграции капитала сосредоточиваются внутри гигантских транснациональных компаний. Уровень транснационализации национальных экономик растет в послевоенные годы во многом в результате их деятельности .К ним относят хозяйствен­ные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы. Родительской (материнской) называют ту компанию, которая частично или полностью контролирует акти­вы других компаний за рубежом, для чего обычно ей нужно вла­деть не менее 10% их уставного капитала. Подобные фирмы назы­вают зарубежными филиалами ТНК и подразделяют на дочерние компании (в них родительская компания владеет более 50% устав­ного капитала), ассоциированные (10 до 50% уставного капитала) и отделения. В мире насчитывается свыше 20 тысяч ТНК. Из них примерно 2 тысячи наиболее крупных сосредоточили основную массу прямых инвестиций в мировом хозяйстве и получают львиную долю всей прибыли от иностранной предпринимательской дея­тельности. Различия в степени внедрения иностранных корпораций в хозяйство стран обусловлены как масштабами экономики разных государств, так и неодина­ковым уровнем концентрации национального капитала, мощью собственных меж­дународных компаний. Немалую роль играет и государственная политика в отно­шении «чужих» ТНК, нередко прямо или скрыто сдерживающая их проникновение. Крупные американские корпорации начали интенсивное наступление на позиции компаний Западной Европы еще в 50-60-е годы. В 70-е годы к ним присоединились японские автомобилестроительные, электротехнические и другие концерны. Неуди­вительно, что по объему хозяйственной деятельности «чужие» ТНК занимают в ве­дущих странах Западной Европы более сильные позиции, чем в США, которые лишь в истекшем десятилетии столкнулись с массированным вторжением иностранных корпораций. В начале XX века уже существовало немало ТНК, часть из ко­торых имела длинную историю. Однако массовым явлением, ко­торое определяет ход экономического развития мира, ТНК стано­вятся во второй половине XX века. Подавляющая часть родитель­ских компаний размещается в развитых странах, намного мень­ше—в развивающихся, еще меньше — в странах с переходной экономикой (примерами могут быть «ЛУКойл», «Газпром», «АвтоВАЗ», «Ингосстрах» и другие российские ТНК). Их росту способствует быстрая интернационализация и либерализация хо­зяйственной жизни в большинстве стран мира, радикальные из­менения в средствах связи и информации, позволяющие штаб-квартирам родительских компаний осуществлять повседневный контроль над хозяйственной жизнью их зарубежных филиалов. Несмотря на все более свободный доступ их товаров на зарубеж­ные рынки и большие возможности выбора способов выхода на эти рынки (через внешнюю торговлю, передачу технологий), ТНК пред­почитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или маломобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к этим экономичес­ким ресурсам свои собственные (капитал, знания, предпринима­тельские способности), ТНК получает возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффек­тивность собственную производственную и сбытовую сеть. В настоящее время ТНК контролируют 1/5—1/4 часть мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями и их зару­бежными филиалами приходится 1/3 мировой торговли. В результате ТНК являются важной составной частью механизма мирового хозяйства, которая во многих случаях имеет собственные интере­сы, могущие совпадать или не совпадать с интересами других со­ставных частей этого механизма — национальных экономик, ин­теграционных объединений, международных организаций. Отсюда часто настороженное отношение к ним со стороны как стран, где размещены зарубежные филиалы ТНК, так и стран, где расположены штаб-квартиры родительских компаний. Ведь собственные производственно-сбытовые сети ТНК не только содействуют раз­витию внешнеэкономической деятельности стран их происхожде­ния и размещения, но и нередко оказываются неподвластными государственному регулированию со стороны этих стран. Транснациональные корпорации — это новая сила в мировой экономике, и в настоящее время именно они являются главным дви­гателем интернационализации. Причем в современной внешнеэко­номической деятельности доминирует уже не внешняя -торговля, а организация производства товаров и услуг непосредственно на зару­бежных рынках. Объем этого так называемого международного про­изводства превышает объем мирового экспорта товаров и услуг (соответственно 9,5 и 6,4 трлн долл. в 1997 г.), а сам по себе миро­вой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями ТНК. Можно сделать вывод, что деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Разделы