Саудовская Аравия

Страница 19

Саудовская Аравия при Халеде (1975–1982). 25 марта 1975 король Фейсал был убит одним из своих племянников, принцем Фейсалом ибн Мусаидом, вернувшимся в страну после обучения в американском университете. Убийца был арестован, объявлен душевнобольным и приговорен к смертной казни через обезглавливание. На престол вступил брат короля – Халед ибн Абдель Азиз ас-Сауд (1913–1982). Из-за слабого здоровья Халида фактически вся исполнительная власть была передана наследному принцу Фахду ибн Абдель Азизу ас-Сауду. Новое правительство продолжило консервативную политику Фейсала, увеличив расходы на развитие транспорта, промышленности и образования. Благодаря огромным доходам от нефти и своему военно-стратегическому положению, роль королевства в региональной политике и международных экономических и финансовых вопросах возросла. Заключенный в 1977 между королем Халедом и президентом США Фордом договор способствовал дальнейшему укреплению американо-саудовских отношений. Одновременно саудовское правительство осудило мирные соглашения между Израилем и Египтом, заключенные в 1978–1979, и прервало дипломатические отношения с Египтом (восстановлены в 1987). Саудовская Аравия оказалась под влиянием поднимающейся волны исламского фундаментализма, последовавшей за исламской революцией в Иране в 1978–1979. В 1978 в Катифе вновь произошли крупные антиправительственные выступления, сопровождавшиеся арестами и казнями. Напряжение в саудовском обществе открыто проявилось в ноябре 1979, когда вооруженные мусульманские оппозиционеры во главе с Джухайманом аль-Отейби захватили мечеть аль-Харам в Мекке, одну из мусульманских святынь. Повстанцев поддержала часть местного населения, а также наемные рабочие и студенты некоторых религиозных учебных заведений. Мятежники обвинили правящий режим в коррупции, в отступлении от первоначальных принципов ислама и распространении западного образа жизни. Мечеть была освобождена саудовскими войсками после двухнедельных боев, в которых погибли более 300 человек. Захват Великой Мечети и победа исламской революции в Иране спровоцировали новые выступления шиитских диссидентов, также подавленные войсками и Национальной гвардией. В ответ на эти выступления наследный принц Фахд объявил в начале 1980 о планах создания Консультативного совета, который, однако, был сформирован лишь в 1993, и модернизации управления в Восточной провинции. Чтобы обеспечить внешнюю защиту своих союзников, Соединенные Штаты в 1981 согласились продать Саудовской Аравии несколько бортовых систем слежения АВАКС, что вызвало негативную реакцию в Израиле, опасавшемся нарушения военного равновесия на Ближнем Востоке. В том же году Саудовская Аравия приняла участие в создании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), группы шести аравийских стран Персидского залива. С другой стороны, стремясь противостоять внутренним угрозам со стороны религиозных экстремистов, правительство Саудовской Аравии начала оказывать активное содействие исламистским движениям в различных регионах мира, и прежде всего, в Афганистане. Этот политический курс совпал с резким ростом доходов от нефтяного экспорта – в период с 1973 по 1978 ежегодная прибыль Саудовской Аравии выросла с 4,3 до 34,5 млрд. долл. Современная Саудовская Аравия. В июне 1982 король Халед умер, королем и премьер-министром стал Фахд. Другой брат, принц Абдулла, командующий саудовской Национальной гвардией, был назван наследным принцем и первым вице-премьером. Брат короля Фахда, принц Султан бен Абдель Азиз Аль-Сауд (р. 1928), министр обороны и авиации, стал вторым вице-премьером. При короле Фахде саудовская экономика столкнулась с серьезными проблемами. Начавшееся в 1981 снижение мирового спроса и цен на нефть привело к сокращению добычи саудовской нефти с 9 млн. баррелей в день в 1980 до 2,3 млн. баррелей в 1985; доходы от экспорта нефти сократились со 101 млрд. долл. до 22 млрд. долл. Дефицит платежного баланса в 1985 составил 20 млрд. долл., сократились и валютные запасы. Все это привело к обострению многих внутриполитических, социальных и религиозных противоречий, подпитываемых напряженной внешнеполитической обстановкой в регионе. На протяжении ирано-иракской войны, во время которой Саудовская Аравия экономически и политически поддерживало правительство Ирака, последователи аятоллы Хомейни неоднократно организовывали беспорядки, пытаясь сорвать ежегодный хадж в Мекку. С помощью жестких мер безопасности Саудовской Аравии обычно удавалось предотвратить крупные инциденты. В ответ на волнения иранских паломников, произошедших в марте 1987 в Мекке, правительство страны приняло решение сократить их число до 45 тыс. человек в год. Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны иранского руководства. В июле 1987 около 25 тыс. иранских паломников попытались заблокировать вход в мечеть Харам (Бейт-Уллах), вступив в схватку с силами охраны порядка. В результате беспорядков погибли более 400 человек. Хомейни призвал к свержению саудовского королевского дома, чтобы отомстить за смерть паломников. Саудовское правительство обвинило Иран в организации мятежей в поддержку своего требования экстерриториальности Мекки и Медины. Этот инцидент, наряду с налетами иранской авиации на саудовские нефтеналивные танкеры в Персидском заливе в 1984, вынудил Саудовскую Аравию прервать дипломатические отношения с Ираном. Множество террористических нападений было совершено на саудовские агентства за границей – прежде всего на офисы национальной авиакомпании «Саудия». Ответственность за убийства саудовских дипломатов взяли на себя шиитские группировки «Партия бога в Хиджазе», «Правоверные солдаты» и «Поколение арабского гнева». Несколько саудовских шиитов были осуждены и казнены за организацию взрывов бомб на саудовских нефтяных объектах в 1988. В 1989 Саудовская Аравия обвинила Иран в причастности к двумя терактам во время хаджа 1989. В 1990 за совершение терактов были казнены 16 кувейтских шиитов. В течение 1988–1991 иранцы не участвовали в хадже. Нормализация отношений с Ираном произошла после смерти Хомейни в 1989. В 1991 Саудиды утвердили квоту 115 тыс. иранских паломников и разрешили политические демонстрации в Мекке. Во время хаджа в 1990 были затоптаны до смерти или задохнулись в подземном туннеле, который соединяет Мекку с одним из святилищ, более 1400 паломников. Инцидент, однако, не был связан с Ираном. Иракское вторжение в Кувейт в августе 1990 имело существенные военные, политические и экономические последствия для Саудовской Аравии. Завершив оккупацию Кувейта, иракские войска начали концентрацию на границе с Саудовской Аравией. Чтобы противостоять иракской военной угрозе, Саудовская Аравия объявила мобилизацию и обратилась за военной помощью к США. Правительство Фахда позволило временное развертывание на саудовской территории многотысячных американских и союзных военных сил. Одновременно страна приняла у себя ок. 400 тыс. беженцев из Кувейта. В этот период, чтобы компенсировать потери нефтяных поставок из Ирака и Кувейта, Саудовская Аравия многократно увеличила собственную добычу нефти. Огромную роль во время войны в Персидском заливе сыграл лично король Фахд, своим влиянием убедивший многие арабские государства присоединиться к антииракской коалиции. В ходе войны в Персидском заливе (1991) территория Саудовской Аравии неоднократно подвергалась обстрелу со стороны Ирака. В конце января 1991 иракскими частями были захвачены саудовские города Вафра и Хафджи. Бои за эти города были названы крупнейшим в истории страны сражением с силами противника. Саудовские силы участвовали в других боевых операциях, в том числе в освобождении Кувейта. После войны в Персидском заливе правительство Саудовской Аравии подверглось мощному давлению со стороны исламских радикалов, требовавших проведения политических реформ, строгого следования положениям шариата, вывода войск западных стран, особенно американских, со священной земли Аравии. Королю Фахду были направлены петиции, призывавшие к расширению полномочий правительства, более широкому участию общественности в политической жизни и большей экономической справедливости. Вслед за этими акциями последовало создание в мае 1993 «Комитета по защите законных прав». Однако вскоре правительство запретило эту организацию, десятки ее членов были арестованы, а король Фахд потребовал от исламистов прекратить антиправительственную агитацию. Давление либералов и консерваторов вынудило короля Фахда приступить к политическим реформам. 29 февраля 1992 на официальном заседании правительства были приняты три королевских декрета («Основы системы власти», «Положение о Консультативном совете» и «Система территориального устройства»), закрепивших общие принципы государственного устройства и управления страной. В дополнении к ним в сентябре 1993 королем был принят «Акт учреждения Консультативного совета», согласно которому назначались члены Консультативного совета и разъяснялись его полномочия. В декабре 1993 состоялось первое заседание Консультативного совета. В том же году было объявлено о реформе Совета министров и административной реформе. Согласно королевскому указу, страна была разделена на 13 провинций, во главе которых были поставлены эмиры, назначаемые королем. В том же 1993 были объявлены члены 13 провинциальных советов и принципы их деятельности. В 1994 провинции, в свою очередь, были поделены на 103 округа. В октябре 1994 в качестве противовеса Совету улемов, консультативному органу крайне консервативных богословов, был образован Высший совет по исламским делам, состоящий из членов королевской семьи и членов, назначаемых королем (во главе с министром обороны Султаном), а также Совет по исламским запросам и руководству (во главе с министром по исламским делам Абдаллой аль-Турки). Война с Ираком серьезно отразилась на экономике страны. Экономические проблемы стали очевидными в 1993, когда США настояли на том, чтобы Саудовская Аравия оплатила американские расходы во время войны в Персидском заливе. По оценкам специалистов, эта война стоила стране в 70 млрд. долл. Низкие цены на нефть не позволили Саудовской Аравии компенсировать финансовые потери. Бюджетный дефицит и снижение цен на нефть в 1980-х вынудили саудовское правительство урезать социальные расходы и сократить зарубежные вложения королевства. Несмотря на собственные экономические трудности, Саудовская Аравия помешала иранским планам искусственно поднять цены на нефть в марте 1994.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 

Разделы