Саудовская Аравия
Страница 8
Сельское хозяйство. Доля сельского хозяйства в ВВП страны возросла с 1,3% в 1970 до более 6,4% в 1993 и 6% в 1998. За этот период производство основных продуктов питания увеличилось с 1,79 млн. т. до 7 млн. т. Саудовская Аравия полностью лишена постоянных водотоков. Земли, пригодные для обработки, занимают 7 млн. га, или менее 2% ее территории. Несмотря на то, что среднегодовое количество осадков составляет всего 100 мм, сельское хозяйство Саудовской Аравии, использующее современные технологии и технику, представляет собой динамично развивающуюся отрасль. Площадь обработанных земель возросла с 161,8 тыс. га в 1976 до 3 млн. га в 1993, и Саудовская Аравия превратилась из страны, импортировавшей большую часть продовольствия, в экспортера продуктов питания. В 1992 продукция сельского хозяйства составила в денежном выражении 5,06 млрд. долл., при этом экспорт пшеницы, фиников, молочных продуктов, яиц, рыбы, птицы, овощей и цветов принес доход в 533 млн. долл. Доля сельскохозяйственного сектора в ВВП с 1985 по 1995 увеличивалась на 6,0% в год. В стране выращиваются также ячмень, кукуруза, просо, кофе, люцерна и рис. Важной отраслью является животноводство, представленное разведением верблюдов, овец, коз, ослов и лошадей. Долгосрочные гидрологические исследования, начатые в 1965, позволили обнаружить значительные водные ресурсы, пригодные для сельскохозяйственного использования. Помимо глубоких скважин по всей стране, Министерство сельского и водного хозяйства Саудовской Аравии использует более 200 водохранилищ общим объемом 450 млн. куб. м. Страна является крупнейшим в мире производителем опресненной воды. В середине 1990-х 33 опреснительных завода ежедневно опресняли 2,2 млрд. л морской воды, удовлетворяя таким образом на 70% потребности населения в питьевой воде. Только сельскохозяйственный проект в Эль-Хасе, завершенный в 1977, позволил оросить 12 тыс. га и обеспечить работой 50 тыс. человек. К другим крупнейшим ирригационным проектам относятся проект Вади-Джизан на побережье Красного моря (8 тыс. га) и проект Абха в горах Асира, на юго-западе. В 1998 правительство объявило о новом проекте развития сельского хозяйства стоимостью 294 млн. долл. Бюджет Министерства сельского хозяйства увеличился с 395 млн. долл. в 1997 до 443 млн. долл. в 1998. Транспорт. До 1950-х перевозка грузов внутри Саудовской Аравии осуществлялась в основном верблюжьими караванами. Построенная в 1908 Хиджазская железная дорога (1300 км, в т.ч. 740 км по Хиджазу) не функционировала со времени Первой мировой войны. Для перевозки паломников использовалось автосообщение по тракту Неджеф (в Ираке) – Хаиль – Медина. Начало добычи нефти полностью изменило экономику страны и обеспечило её быстрый рост. Толчком для быстрого развития послужило создание сети дорог, портов и коммуникаций. В 1970-е –1990-е создана разветвленная дорожная сеть, связавшая между собой обширные засушливые районы, расположенные в отдаленных частях страны. Крупнейшая автомагистраль пересекает Аравийский полуостров от Даммама на берегу Персидского залива через Эр-Рияд и Мекку до Джидды на берегу Красного моря. В 1986 было завершено строительство 24-километрового шоссе, проложенного по дамбе, соединившей Саудовскую Аравию и Бахрейн. В результате масштабного строительства протяженность дорог с твердым покрытием возросла с 1600 км в 1960 до более чем 44 104 км шоссейных дорог и 102 420 км грунтовых дорог в 1997. Существенно расширилась железнодорожная сеть. Имеется одна железная дорога, связывающая Эр-Рияд через оазис Хуфуф с портом Даммам на Персидском заливе (571 км); в сер. 1980-х железная дорога была продлена до промышленного центра Эль-Джубайль, расположенного с северу от Даммама; в 1972 построена ветка от основной магистрали к Эль-Харджу (35,5 км). Общая протяженность железных дорог составляет 1392 км (2002). В стране создана разветвленная сеть трубопроводов: протяженность трубопроводов сырой нефти – 6400 км., нефтепродуктов – 150 км., газопроводов – 2200 км (включая жидкого природного газа – 1600 км). Крупный трансаравийский нефтепровод соединяет нефтепромыслы Персидского залива с портами в Красном море. Основные порты в Персидском заливе: Рас-Таннура, Даммам, Эль-Хубар и Мина-Сауд; на Красном море: Джидда (через него идёт основная часть импорта и главный поток паломников в Мекку и Медину), Джизан и Янбу. Внешнеторговые перевозки осуществляются главным образом морским путём. «Саудовская национальная компания морских перевозок» располагает 21 судном для транспортировки нефтепродуктов. Всего морской торговый флот насчитывает 71 судно грузоподъемностью 1,53 млн. т дедвейт (включая ряд судов, плавающих под зарубежными флагами). Функционирует три международных (в Эр-Рияде, Джидде и Дахране) и 206 региональных и местных аэропортов и площадок для самолетов, а также пять вертолетных станций (2002). Авиационный парк – 113 транспортных и пассажирских самолетов. Воздушные линии авиакомпании «Сауди-Арабиен эрлайнс» связывают Эр-Рияд со столицами Ближнего и Среднего Востока.