Экономика Японии
Страница 8
Радиоэлектронная и электротехническая промышленность
Размещение предприятий радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентировано на крупнейшие города Тихоокеанского побережья, которые обеспечивают сбыт продукции как внутри страны, так и за ее пределами, квалифицированную рабочую силу, транспортные коммуникации для кооперационных связей. Важнейшим фактором становится ориентация на научно-технический потенциал крупных городов. Ведущие предприятия отрасли сосредоточены в Токио, Осака, Иокогама, Фукуока и других городах.
Предприятия прочих промышленных отраслей (легкой, деревообрабатывающей, пищевой) распределены по территории Японии относительно равномерно, ориентируясь как на местное, так и на привозное сырье. Они в основном обслуживают внутренний рынок, причем определенная часть производств традиционна для Японии и имеет выраженный национальный характер.
Сельское хозяйство
В сельской местности проживает 22% населения страны, однако лиц, для которых сельскохозяйственный труд является основным источником дохода, насчитывается только 2,9 млн человек, или около 4,5% общего количества занятых. В сельском хозяйстве создается 1,1% ВВП. Численность занятых и доля отрасли в ВВП постоянно сокращаются(Приложение 7).
В сельском хозяйстве используется 16% земельного фонда, наиболее крупные равнины — Канто, или Токийская, на Хонсю, Исикари на Хоккайдо — почти сплошь возделаны (Приложение 22,23). Подавляющее большинство хозяйств — мелкотоварные, 3/4 из них основной доход получают от несельскохозяйственной деятельности. Исключение составляют кооперативы и сельскохозяйственные фирмы, большая часть которых работает в пригородном животноводстве.
Основную часть продукции дает растениеводство (Приложение 13). Ведущая культура — рис, хотя его производство постепенно снижается, а производство пшеницы возрастает (Приложения 15,16). Преобладает мелкое землевладение (участки преимущественно до 1,5 га).
Японское сельское хозяйство имеет ярко выраженную продовольственную направленность, обеспечивая более 90% потребления риса и 65— 95% овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов и мясомолочной продукции в стране. Напротив, подавляющая часть кормовых и особенно технических культур ввозится из-за рубежа. Товарная структура определяет особенности размещения сельского хозяйства, для которого характерны, во-первых, концентрация в пригородных зонах крупных агломераций, во-вторых, наличие традиционных, специализированных на том или ином виде продукции периферийных сельскохозяйственных районов.
Для первых характерно распространение птице- и свиноферм и огородов, они расположены на всех крупных равнинах Японии (Приложение 14). Среди вторых выделяются крупнейший район выращивания риса на равнине Этиго на северо-западе Хонсю, районы молочно-мясного пастбищного скотоводства на Хоккайдо, субтропического земледелия на Кюсю и Сикоку, шелководства во внутренних долинах Центрального Хонсю и некоторые другие.
Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6—7 млн. т морепродуктов в год — страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродуктов (Приложение 20). Япония располагает большим рыболовным флотом, который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/4 улова обеспечивают прибрежные воды, главным образом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и моллюсков (20%) дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пресноводных водоемах (Приложение 21).
Несмотря на высокий показатель лесистости Японии, более половины потребностей в древесине покрывается за счет импорта; в лесном хозяйстве занято всего 0,2% ЭАН (Приложения 17,18,19).
Транспорт
Достижения японской промышленности были бы невозможны без адекватного развития транспорта. Его техническая база в целом находится на высоком уровне. Как по объему грузов, так и по перевозке пассажиров в 70-е годы на первое место выдвинулся автомобильный транспорт: около 70% пассажиро- и более 50% грузоперевозок (1997). Автодорожная сеть в Японии хорошо развита. Все города с населением более 500 тыс. человек соединены сетью скоростных автомагистралей. По показателю плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2) Япония занимает одно из первых мест в мире. Автомобильный парк страны в 1998 г. превысил 70 млн автомобилей (второе место в мире), при этом на легковые приходится почти 70%, на грузовые — 30, на автобусы — 1%.