Экономика Японии

Страница 8

Радиоэлектронная и электротехническая промышленность

Размещение предприятий радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориенти­ровано на крупнейшие города Тихоокеанского побережья, которые обеспечивают сбыт продук­ции как внутри страны, так и за ее пределами, квалифицированную рабочую силу, транспорт­ные коммуникации для кооперационных связей. Важнейшим фактором стано­вится ориентация на научно-технический по­тенциал крупных городов. Ведущие предприя­тия отрасли сосредоточены в Токио, Осака, Иокогама, Фукуока и других городах.

Предприятия прочих промышленных отрас­лей (легкой, деревообрабатывающей, пищевой) распределены по территории Японии относи­тельно равномерно, ориентируясь как на мест­ное, так и на привозное сырье. Они в основном обслуживают внутренний рынок, причем опре­деленная часть производств традиционна для Японии и имеет выраженный национальный ха­рактер.

Сельское хозяйство

В сель­ской местности проживает 22% населения стра­ны, однако лиц, для которых сельскохозяйст­венный труд является основным источником дохода, насчитывается только 2,9 млн человек, или около 4,5% общего количества занятых. В сельском хозяйстве создается 1,1% ВВП. Численность занятых и доля отрасли в ВВП по­стоянно сокращаются(Приложение 7).

В сельском хозяйстве используется 16% земельного фонда, наиболее крупные равнины — Канто, или Токийская, на Хонсю, Исикари на Хоккайдо — почти сплошь возделаны (Приложение 22,23). Подавляющее большинство хозяйств — мелкотоварные, 3/4 из них основной доход получают от несельскохозяйственной деятельнос­ти. Исключение составляют кооперативы и сель­скохозяйственные фирмы, большая часть кото­рых работает в пригородном животноводстве.

Основную часть продукции дает растениеводство (Приложение 13). Ведущая культура — рис, хотя его производство постепенно снижается, а производство пшеницы возрастает (Приложения 15,16). Преобладает мелкое землевладение (участки преимущественно до 1,5 га).

Японское сельское хозяйство имеет ярко вы­раженную продовольственную направленность, обеспечивая более 90% потребления риса и 65— 95% овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов и мясомолочной продукции в стране. Напротив, подавляющая часть кормовых и особенно техни­ческих культур ввозится из-за рубежа. Товарная структура определяет особенности размещения сельского хозяйства, для которого характерны, во-первых, концентрация в пригородных зонах крупных агломераций, во-вторых, наличие тра­диционных, специализированных на том или ином виде продукции периферийных сельскохо­зяйственных районов.

Для первых характерно распространение пти­це- и свиноферм и огородов, они расположены на всех крупных равнинах Японии (Приложение 14). Среди вто­рых выделяются крупнейший район выращива­ния риса на равнине Этиго на северо-западе Хонсю, районы молочно-мясного пастбищного скотоводства на Хоккайдо, субтропического земледелия на Кюсю и Сикоку, шелководства во внутренних долинах Центрального Хонсю и не­которые другие.

Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6—7 млн. т морепродуктов в год — страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродук­тов (Приложение 20). Япония располагает большим рыболовным флотом, который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/4 улова обеспечивают прибрежные воды, главным об­разом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и мол­люсков (20%) дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пре­сноводных водоемах (Приложение 21).

Несмотря на высокий показатель лесистости Японии, более половины потребностей в древе­сине покрывается за счет импорта; в лесном хо­зяйстве занято всего 0,2% ЭАН (Приложения 17,18,19).

Транспорт

Достижения японской промышленности были бы невозможны без адек­ватного развития транспорта. Его техническая ба­за в целом находится на высоком уровне. Как по объему грузов, так и по перевозке пассажиров в 70-е годы на первое место выдвинулся автомо­бильный транспорт: около 70% пассажиро- и бо­лее 50% грузоперевозок (1997). Автодорожная сеть в Японии хорошо развита. Все города с населением более 500 тыс. человек соединены сетью скоростных автомагистралей. По показа­телю плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2) Япония занимает одно из первых мест в мире. Автомобильный парк страны в 1998 г. превысил 70 млн автомобилей (второе место в мире), при этом на легковые приходится почти 70%, на грузовые — 30, на автобусы — 1%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Разделы