Экономика Японии
Страница 9
Очень важную роль в интенсивном экономическом развитии и урбанизации Японии сыграл железнодорожный транспорт. Он занимает второе место по объему пассажироперевозок (27%). ежегодный объем которых превышает около 400 млрд пассажиро-километров. Однако для перевозки грузов железные дороги в Японии используются мало, на них приходится лишь 4,3% всех грузовых перевозок. Японские железные дороги, общая протяженность которых составляет 20 тыс. км, отличаются высоким уровнем технической оснащенности и управления — здесь внедрена электронно-вычислительная и информационная техника, 98% вагонов оснащено воздушными кондиционерами.
В Японии действует уникальная железнодорожная система сверхскоростных суперэкспрессов Синкансэн. Скоростной поезд Синкансен, «поезд-пуля», курсирует между Мориока на севере Фукуока на юге страны.
В настоящее время все четыре главных острова страны соединены между собой непрерывными транспортными путями, автомобильными и железнодорожными — через систему мостов и тоннелей.
Второе место по объему грузоперевозок занимает морской каботаж — на него приходится более 40%. В то же время значение морского транспорта в перевозке пассажиров ничтожно маю — 0,4%.
Торговый флот Японии, обслуживающий ее внешнеторговые связи, занимает второе место в мире по тоннажу (почти 87 млн бр.-рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами».
В стране насчитывается несколько десятков крупных морских портов. Крупнейшие (2000 г.) — Йокогама, Токио, Нагоя, а также Кобэ, Осака, Кавасаки, Хакодате, Тиба.
Хотя удельный вес авиаперевозок невелик (в 1997 г. 5,2% пассажиров и 0,2% грузов), объем их постоянно растет.
При этом если в 1980 г. внутренние авиаперевозки пассажиров составляли в Японии почти 90% всех пассажирских авиаперевозок, то в середине 90-х годов доля международных авиаперевозок пассажиров увеличилась до 15% за счет туризма со второй половины 80-х годов. Что касается грузовых авиаперевозок, то за тот же период доля международных возросла с 42 до 52%. Доля японских авиакомпаний в международных перевозках пассажиров за это время упала с 38 до 33%, а грузов весьма стабильна — около 40%.
Наиболее крупные аэропорты — Нарита и Ханэда в Токио, Кансай в Осака, а также в Саппоро, Фукуока, Окинава.
Связь
К концу 80-х годов Япония вышла на второе место в мире после США по уровню развития средств связи. Новые виды электронных коммуникаций — кабельное телевидение, факсимильная, мобильные телефоны, электронная почта и другие — очень быстро завоевывают японский рынок. В 90-е годы отмечался стабильно высокий и даже растущий спрос на компьютеры, поскольку очень быстро растет популярность электронной почты и Интернета.
Наряду с прогрессом в области информационно-вычислительной техники появление новых видов связи оказало огромное влияние на развитие и размещение различных отраслей японской экономики. В промышленности их использование значительно повысило оперативность и эффективность управления производством, позволив полнее учитывать изменения на рынке и быстрее на них реагировать. Так, в сфере оптовой и розничной торговли на их основе были созданы системы автоматизированного управления складскими запасами; в сфере обслуживания — автоматизированные системы заказов номеров в отелях и авиабилетов; на транспорте — системы автоматизированного управления доставкой грузов. В банковской сфере были автоматизированы операции с вкладами, внедрена система автоматизированных расчетов с населением через кредитные электронные карточки, создана межбанковская электронная сеть взаимных расчетов и обмена финансовой информацией, организованы новые виды информационно-консультационного обслуживания клиентов на основе двусторонней электронной связи.
Внешнеэкономическая торговля
Япония — одна из крупнейших торговых держав мира. По объему внешней торговли она занимает третье место в мире, и на ее долю приходится 6% мирового импорта и около 8% мирового экспорта. Внешняя торговля играет очень большую роль в экономическом развитии Японии. Однако степень зависимости Японии от внешней торговли (отношение суммы экспорта и импорта страны к ее валовому продукту) составляет менее 20%, что намного ниже, чем аналогичные показатели для европейских развитых стран. При этом на современном этапе в Японии более важную роль внешние связи играют в плане реализации промышленной продукции: ее экспортная квота составляет 10—12% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении — около 8%. В структуре импорта/экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности. Среди видов продукции преобладают автомобили и транспортное оборудование(Приложения 24,25).