Китай в мировой экономике

Страница 2

Направления политики.

Концепция экономических преобразований КНР за два десятилетия неоднократно пересматривалась и изменялась.

Первоначально, в конце 70-х годов реформы осуществлялись под лозунгом «плановая экономика — главное, рыночное регулирование — вспомогательное», когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

В период 1984—1990 гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического его товарного хозяйства. В программных документах КПК было заявлено о недопустимости противопоставлений планового хозяйства товарному и необходимости развития последнего как наиболее эффективного инструмента развития экономики.

Центральная роль отводилась реформе системы ценообразования — постепенное сокращение номенклатуры товаров цены на которые централизованно устанавливаются государством, переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа цен проводилась в несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по совершенствованию действующих государственных цен, их приближению к реальному уровню затрат. В значительной степени были увеличены традиционно заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию и повышены цены на средства производства. В области механизма ценообразования происходила постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления. На втором этапе стала осуществляться постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.

В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие «социалистической рыночной экономики». Важнейшей характеристикой «социалистической рыночной экономики», по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике. Вместе с тем в понятие «общественной собственности» в 1990-е годы стали включаться не только государственная и коллективная формы, но и смешанные формы собственности. В отчетном докладе XV съезду КПК (сентябрь 1997 г.) было сказано, что акционирование государственных предприятий, когда контрольный пакет акций находится у государства или трудового коллектива, способствует укреплению роли общественной собственности в экономике страны и является элементом общественной собственности. Такой подход должен ускорить процесс реформирования государственны промышленных предприятий, одна треть которых является убыточными.

Реформирование экономики.

Задача реформирования государственных предприятий — в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой КНР. Мероприятия по реформированию на государственных предприятиях КНР до последнего времени реализовывались главным образом в направлении расширения их прав в хозяйственной деятельности при сохранении за государством права собственности на имущество предприятия. Основной имущественно-хозяйственной формой является система подрядно-хозяйственной ответственности предприятий, где наряду со старой системой отчисления прибыли осуществляется переход к системе налогообложения и практике возврата кредитов после уплаты налогов. Одновременно вводится акционерная система как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий, которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности.

В ходе акционирования применяется дифференцированный подход. Не подлежат акционированию отрасли, имеющие отношение к новейшим технологиям оборонной промышленности, добыче редких металлов, и сфера, где действует государственная монополия. Акционирование на предприятиях энергетики и транспорта допускается при условии сохранения контрольного пакета акций в руках государства. Акционирование остальных предприятии осуществляется при условии полной ответственности предприятий по своим прибылям и убыткам. Субъектами акционерной формы выступают государство, юридические и физические лица, иностранные партнеры при соблюдении приоритета государственных интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Разделы