Китай в мировой экономике
Страница 6
Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1979 г. на его долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, а в 1996 г. эти показатели составили 53,2% и 39,2% соответственно. В настоящее время предпринимаются меры по активизации развития частного сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будет доведена до 30 %.
Негосударственные секторы играют важную роль в экономике КНР. На них приходится более трети бюджетных доходов, около 60 % экспорта.
Отраслевая структура народного хозяйства
Одним из важнейших направлений экономической политики периода реформ стала реализация задачи достижения оптимальной сбалансированности народного хозяйства. К концу 70-х годов в народном хозяйстве КНР существовала воспроизведетвенная структура, при которой 33,7% ВНП создавалось сельским хозяйством; 46,3% — промышленностью и строительством и 20% — третичной сферой. Такую структуру промышленно-развитые страны имели в конце XIX — начале XX вв. В производственной структуре КНР проявлялось отставание сельского хозяйства от развития промышленности: среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства за период 1953— 1978 гг. составил 3,1%, а валовой продукции промышленности — 11,4%; отставание транспорта, связи, других отраслей.
Направления структурной перестройки.
В начале 80-х годов была разработана новая структурно-экономическая политика на длительную перспективу, которая намечала следующие основные задачи:
· обеспечение сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства;
· направление на ускоренное развитие легкой промышленности и привлечение тяжелой промышленности к снабжению населения потребительскими товарами;
· ликвидация сложившихся диспропорций внутри тяжелой промышленности — между отраслями горнодобывающего, сырьевого и перерабатывающего комплексов;
· решение энергетической и транспортной проблемы;
· стимулирование развития наиболее прогрессивных видов производства с целью интенсификации экономики, повышения ее технического уровня (в частности электронной промышленности).
Однако ускоренно развивались не те отрасли, которые должны были развиваться согласно плану. Объем валовой промышленной продукции в 80-е годы возрастал в среднем на 12%, а объем валовой сельскохозяйственной продукции — на 7,5%. Отставание сельского хозяйства от промышленности объяснялось тем, что в первой половине 80-х годов были значительно сокращены государственные вложения в сельское хозяйство. Если в конце 70-х годов они составляли в среднем 11,5% в общей сумме государственных ассигнований на капитальное строительство, то в середине 80-х не превышали 4%. Предполагалось, что только за счет радикальной реформы системы землевладения и землепользования, без крупных капиталовложений со стороны государства, возможен резкий сдвиг в сельскохозяйственном производстве. К концу 80-х — началу 90-х годов просчет выявился и вложения в сельское хозяйство были значительно увеличены. Бюджетные инвестиции, которые направлялись в основном на развитие крупных сельскохозяйственных предприятий, в общих вложениях в основные фонды в деревне составили в 1993 г. 10%. Около 20% вложений финансировалось за счет банковского кредита, остальная часть средств поступала от коллективных предприятий и отдельных крестьян.
В промышленном производстве возросла роль легкой промышленности. Доля тяжелой промышленности в приросте валовой продукции промышленности в 1983—1993 гг. составляла 41—43%, в то время как доля легкой промышленности — 37— 39%. В этот период произошла переориентация оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского назначения и созданы по существу совершенно новые отрасли по производству товаров народного потребления.
Энергетика.
Для экономики КНР характерно хроническое отставание энергетики и транспорта. Из-за нехватки электроэнергии в КНР в начале 90-х годов простаивало 20% всех производственных мощностей.
В ходе экономической реформы произошло увеличение роли нецентрализованных источников финансирования, находящихся вне контроля правительства. Распределение инвестиций определялось не народнохозяйственными приоритетами, а интересами ведомств, местной администрации и рыночным спросом.