Характеристика рекреационного потенциала Красноярского края

Страница 6

За межпереписной период число сельских населенных пунктов сократилось на 59. Это произошло за счет ликвидации и исключения из учетных данных в соответствии с решениями органов исполнительной власти края сельских населенных пунктов, в которых население не проживает по причине выезда в другие (городские или сельские) населенные пункты и естественной убыли населения. Вместе с тем возникло два населенных пункта - это п. Напарино в Енисейском районе и н.п. Куромба в Северо-Енисейском районе. В черту г. Красноярска включены с. Коркино и п. Бадалык Емельяновского района. При переписи населения 2002 г. было зафиксировано 31 сельское поселение, в которых население не проживало. Обнаружены необитаемые населенные пункты на Севере. Это деревни Алешкино и Рожково Кежемского района и Лебедь и Комса Туруханского района, в которых, с момента последней переписи, никто не проживал. Отток и естественная убыль населения повлияли на увеличение числа мелких населенных пунктов с числом жителей до 100 человек (на 24,9%). Большая часть сельских жителей (63,6%) проживает в средних и больших сельских населенных пунктах с числом жителей от 200 до 2000 человек.

Основной вид транспорта в районе в настоящее время — железнодо­рожный, берущий на себя основную часть грузо- и пассажироперевозок. Главная железнодорожная дорога — электрифицированная Транссибир­ская магистраль. От нее отходят две линии, обеспечивающие связь с Монголией и Китаем.

В 60—70-е годы XX в. в Красноярском крае проложили железные дороги, основным назначением которых было обеспечить связь с построенными промышленными центрами или с разрабатываемыми месторождениями ископаемых.

Железнодорожная сеть охватывает лишь незначительную часть тер­ритории района, главным образом в его южной части. Плотность ее составляет лишь 21 км на 10 тыс. км2. Большая же часть населенных пунктов располагается не ближе 300 - 500 км от же­лезных дорог. Не имеют железных дорог национальные округа Красноярского края (кроме небольшой линии Дудинка - Норильск).

В перспективе возможно сооружение Северо-Сибирской магистрали, которая может стать основой создания второго широтного экономиче­ского пояса.

Важную роль играет водный транспорт. Основ­ные реки текут в районе с юга на север, соединяя таким образом хорошо развитые южные территории с менее освоенными северными.

Морской транспорт обслуживает Северный морской путь. Он дает воз­можность обеспечивать продуктами, топливом и всем остальным самые северные территории района. К трассе Северного морского пути подхо­дят основные реки района. Поэтому можно говорить о единой транспорт­ной системе: железные дороги юга — морской путь и соединяющие их речные магистрали.

Крупный морской порт Дудинка (аванпорт Норильска) расположен в низовьях р. Енисея, Он круглогодично связан с Архангельском и Мурманском, и в период навигации по р. Енисею — с Красноярском и Диксоном. Игарка — крупнейший после Архангельска лесоэкспортный порт России. Существенное место в морских перевозках занимают Диксон и Тикси.

Воздушный транспорт играет важную роль и для связей с другими районами России, и во внутренних сообщениях.

Транспорт Восточной Сибири должен быть реконструирован и модер­низирован в связи с изменением географического положения района и экономической ситуации.

8. Оценка экологического состояния территории

Природные условия для жизни населения - от неблагоприятных на Крайнем Севере (п-ов Таймыр) до благоприятных на юге.

Экологическая ситуация - от условно удовлетворительной до очень острой, связанной главным образом с комплексным нарушением земель, истощением недр горными выработками, промышленным загарязнением атмосферы, воды и почвы, нарушением мерзлотного режима почвогрунтов в результате промышленного освоения территории, а также подземными ядерными взрывами.

На севере края - зона выпадения кислых атмосферных осадков.

Для региона специфична высокая концентрация производства. На долю Красноярска и Норильска приходится 2/3 промышленного производства края, а вместе с предприятиями г. Ачинска - три четверти. Вместе с тем, многие промышленные предприятия Красноярска, Норильска, Ачинска и Канска являются крупнейшими в России и относятся к группе энергоемких отраслей производства с большими объемами выбросов, сбросов и образующихся отходов. Поэтому экологическая обстановка в Красноярском крае определяется в первую очередь напряженной ситуацией в промышленных центрах региона - Красноярске, Ачинске, Канске и Норильске.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 

Разделы