Ливия
Страница 5
Основа экономики — нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Доля в ВВП (%): промышленность 48 (в т. ч. горнодобывающая 25), сельское хозяйство 7. Цементная, текстильная, металлургическая, пищевкусовая промышленность. Производство электроэнергии 48 млрд. квт.ч (2000). Возделывают зерновые, овощи, арахис, табак. Плодоводство (финики, цитрусовые), виноградарство. Экстенсивное животноводство. Рыболовство. Железных дорог нет. Длина автодорог 181,6 тыс. км (2000). Экспорт: нефть, нефтепродукты и газ (96%), химическая продукция, цитрусовые и пр. Основные внешнеторговые партнеры: Италия, Германия, Испания, и др. Денежная единица — ливийский динар. 2. Государственное устройство. В соответствии с резолюцией ГА ООН (1949 г.) 24 дек. 1951 г. Ливия была провозглашена независимым суверенным государством – Соединенным Королевством Ливия во главе с королем Идрисом I. 1 сент. 1969 г. группа офиперов ливийской армии, входивших в «Движение свободных офицеров-юнионистов-социалистов», свергла монархический режим и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). В марте 1977 г. переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Национальные праздники: 1 сент. – День революции (1969 г.), 2 марта – День провозглашения Джамахирии (1977 г.). Отмечаются также: 28 марта – День эвакуации английских военных баз (1970 г.), 11 июня – День эвакуации американских баз (1970 г.), 23 июля – Годовщина египетской революции (1952 г.), 7 окт. – изгнание итальянских колонизаторов (1970 г.). Все религиозные мусульманские праздники отмечаются как государственные: Ид аль-фитр (праздник разговенья), Ид аль-адха (праздник жертвоприношений), День рождения пророка Мухаммедами др. До 1911 г. Ливия входила в состав Османской империи, с 1911 г. по 1942 г. являлась итальянской колонией, в 1943 г. в результате разгрома войск итало-германской коалиции была оккупирована Англией и Францией. Конституции нет, «основным законом общества» является Коран. Официальной идеологической доктриной является «третья мировая теория» М.Каддафи, основное положения которой изложены им в «Зеленой книге». В соответствии с нею введена система «прямой народной демократии» – «джамахирия», созданной по образцу античной демократии. Ливия разделена на 26 административных единиц (шаабиятов), которые в свою очередь разбиты на 378 коммун (махаллей), управляемых через первичные народные собрания и народные комитеты. Первичное народное собрание объединяет всех взрослых жителей коммуны. Оно уполномочено решать как вопросы хозяйственной и культурной жизни на местах, так и вносить свои рекомендации по вопросам внутренней и внешней политики страны в целом. Каждое народное собрание возглавляет секретариат, состоящий из секретаря, его заместителя, секретарей по делам народных собраний, народных комитетов и профессиональных союзов. В народный комитет коммуны входит столько членов, сколько Главных народных комитетов (министерств) входит в состав Высшего народного комитета (правительства). Народным собраниям и народным комитетам коммун передана вся полнота исполнительной и законодательной власти. Секретари всех народных собраний и народных комитетов входят в состав Всеобщего народного конгресса (парламента), который является высшим органом законодательной власти, но при этом не имеет права законодательной инициативы, а исходит в своей деятельности из рекомендаций народных собраний. Постоянно действующим органом ВНК является Секретариат, состоящий из секретаря ВНК, его заместителя и ряда секретарей по различным вопросам. Высшим органом исполнительной власти СНЛАД является Высший народный комитет (ВНК), возглавляемый секретарем и включающий в свой состав руководителей Главных народных комитетов (ГHK) – министерств. Каждый Главный народный комитет (министерство) объединяет всех членов народных комитетов, ответственных за данную отрасль на уровне коммуны (число членов каждого ГНК 380), и созывается 3-4 раза в год, осуществляя координирующие функции. Что касается народных комитетов махаллей, то они занимаются решением местных проблем. Историческое руководство, состоящее из 4 человек: М.Каддафи, А.Ю.Джабера, М.Харруби и Х.Хмейди, возглавивших революцию 1 сент. 1969 г., – не входит в административную структуру. Оно было сформировано в 1974 г. с целью «отделить революцию от власти». Сам М.Каддафи также не занимает государственных постов, являясь «руководителем революции». Внутреннее положение.Ливийское руководство, пришедшее к власти в 1969 г., добилось эвакуации английских и американских военных баз, национализировало иностранные банки и страховые компании, а также компании, занимавшиеся сбытом нефтепродуктов и газа на внутреннем рынке. Была секвестирована собственность, принадлежавшая итальянским колонистам. Одновременно были проведены мероприятия по улучшению материального положения трудящихся масс: повышен минимум заработной платы, снижена плата за аренду жилья и введены бесплатные медицинское обслуживание и образование. В начале 80-х гг. в Ливии проведены меры по ограничению масштабов деятельности крупной и средней национальной буржуазии. Была введена монополия внешней торговли, практически осуществлена ликвидация частной торговли, отчуждены излишки недвижимости. В 1978 г. проведена кампания по «захвату» промпредприятий. В результате была распущена прежняя администрация и вместо нее созданы органы самоуправления из представителей рабочих и служащих. Бывшие владельцы частных предприятий отстранены от владения и управления ими. Кампания проходила под лозунгом «Партнеры, а не наемные рабочие». В последнее время обозначился курс М.Каддафи на умеренную либерализацию экономики и возрождение малого и среднего частного бизнеса при сохранении в господчинении ключевых отраслей экономики. Проводится приватизация оптовой и розничной торговли, обнародован закон, разрешающий учреждение частных банков, активно идет кампания создания т.н. народных акционерных банков в регионах, призванных содействовать развитию производительного сектора на местах, развивается деловая активность в сфере сельского хозяйства, услуг, легпрома, начато учреждение АО, принято решение о приватизации нерентабельных госпредприятий. Ливийское руководство заявляет о своей готовности открыть двери для инокапвложений (на первом этапе в сфере туризма). В 1997 г. принят «Закон об иностранных инвестициях». Во второй половине 1997 г. комитеты по чистке (КЧ) провели очередную кампанию борьбы с коррупцией и преступлениями в сфере экономики. В 1998 г. была проведена реформа административно-территориального деления Ливии. Внутреннее положение в СНЛАД остается устойчивым вследствие достаточно высокого личного авторитета М.Каддафи, его умения обеспечить баланс интересов различных племен, значительного влияния местных спецслужб на ситуацию в стране, а также в силу сохранения ориентации режима на поддержание определенного уровня социальной защищенности населения (широкая система дотаций, льгот многодетным и малообеспеченным семьям и т.п.). Внутренняя оппозиция представлена небольшими группами фундаменталистов, действующих в подполье. Зарубежная оппозиция (Фронт национального спасения и др.) весьма разрозненна, организационно слаба и влияния в стране не имеет. Внешняя политика.21 янв. 1992 г. СБ ООН резолюцией 731 призвал Ливию сотрудничать в деле расследования взрывов двух пассажирских авиалайнеров (американского «Пан Ам» в 1988 г. над шотландским местечком Локерби и французской компании «ЮТА» в 1989 г. над территорией Нигера), в результате которых погибло 440 чел. Ввиду невыполнения ливийцами этих требований, резолюцией 748 СБ от 15 апр. 1992 г. против СНЛАД были введены международные санкции, предусматривающие бойкот воздушного сообщения с этой страной, прекращение с ней военно-технического сотрудничества и ряд других мер. С тех пор международные санкции являются главной нацпроблемой страны. Россия поддержала введение санкций ООН против Ливии. 11 нояб. 1993 г. резолюцией 883 СБ на Ливию были наложены дополнительные санкции, предусматривающие эмбарго на поставку ей некоторых видов оборудования для нефтедобычи и запчастей к нему, а также замораживание ливийских авуаров за рубежом. Каждые 4 мес. СБ ООН на своих консультативных заседаниях проводит обзор санкционного режима и продлевает его на очередной срок. Однако ливийцам удалось достичь определенного успеха: в ходе июльского 1997 г. обзора впервые была поставлена на обсуждение арабо-африканская инициатива относительно места проведения судебного разбирательства по «делу Локерби». За прошедшие после введения санкций годы СНЛАД удалось заручиться поддержкой в ее конфликте с западной «тройкой» (США, Англия, Франция) со стороны крупнейших международных и региональных организаций, таких как ЛАГ, ОAE, ДН и ОИК. Этому в немалой, степени способствовал тот факт, что CHЛАД выполнила основную часть требований, содержащихся в соответствующих резолюциях СБ, а именно о прекращении поддержки террористических групп, решительном осуждении терроризма во всех его формах и проявлениях, а также об эффективном сотрудничестве с французскими судебными властями в деле расследования инцидента с самолетом «ЮТА» (в 1996 г. Ливию посетил французский судебный следователь Ж.Л.Брюгьер, которому было оказано всяческое содействие, в плане выполнения его миссии). Неоднократные попытки США вынести на рассмотрение СБ вопрос об ужесточении режима антиливийских санкций, в частности, введении нефтяного эмбарго, всякий раз встречали активное противодействие как со стороны РФ, КНР, так и европейцев, чья экономика напрямую зависит от поставок нефти из СНЛАД. Ливийское руководство неоднократно принимало шаги по размыву де-факто режима санкций, прежде всего воздушного эмбарго (в 1997 г. Ливия нарушала его трижды). Африканские государства на саммите ОАЕ в Хараре (июнь 1997 г.) призвали СБ ООН исключить из сферы действия воздушного эмбарго против Ливии полеты самолетов ливийской авиакомпании, совершаемые в гуманитарных целях. Более широкие изъятия из эмбарго арабским странам было рекомендовано на практике применять резолюцией 108-й сессии Совета ЛАГ (Каир, сент. 1997 г.). Однако на саммите ОИК в Тегеране (дек. 1997 г.) ливийцам не удалось добиться того, чтобы исламские государства заняли более продвинутую позицию по данному вопросу и приняли решение об одностороннем выходе из антиливийских санкций. В дек. 1997 г. в СНЛАД была направлена специальная миссия ООН во главе с В.Ф.Петровским, целью которой было ознакомление с гуманитарными последствиями действия воздушного эмбарго для составления доклада Генсекретарю ООН. Начало такого диалога со стороны ООН было позитивно воспринято ливийцами. B фeв. 1998 г. Mеждyнapoдный Суд OOH в Гааге принял постановление о своей компетентности рассматривать по существу спор Ливии с США и Великобританией по «делу Локерби», что, по мнению Триполи, доказало юридический, а не политический характер этого вопроса. СНЛАД значительно активизировала в 1998 г. африканское направление своей внешней политики, что привело к принятию в июне 1998 г. резолюции 34-го саммита ОАЕ в Уагадугу (Буркина Фасо), в соответствии с которой государства-члены этой организации прекратили с сентября соблюдать воздушное эмбарго, наложенное на Ливию, из-за отказа США и Великобритании на проведение судебного процесса над двумя подозреваемыми в третьей нейтральной стране. В июле-авг. США и Великобритания фактически согласились с предложением ливийцев на проведение суда в Гааге, однако Джамахирия отказалась выдать двоих подозреваемых, потребовав предоставить им правовые гарантии. 27 авг. 1998 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию 1192, предусматривающую урегулирование «дела Локерби» путем проведения «выездной сессии» шотландского суда в Нидерландах. Эта инициатива была ранее выдвинута самими ливийцами и поддержана рядом международных организаций (ЛАГ, ОАЕ, ДН и др.). В итоге 5 апр. 1999 г. двое подозреваемых были доставлены из Триполи в Нидерланды для участия в судебном процессе, на основании чего в соответствии с резолюцией 1192 санкции были немедленно приостановлены. По просьбе адвокатов ливийских подозреваемых начало судебного процесса дважды откладывалось – сначала до фев., а затем – до мая 2000 г. После приостановки санкций СБ ООН резко выросла активность Триполи по полномасштабной реинтеграции СНЛАД в мировое сообщество, налаживанию тесных связей с зарубежными, в первую очередь западноевропейскими, странами (особенно активны итальянцы и французы). Ощутимый прогресс в «деле Локерби» и урегулирование инцидента с гибелью сотрудницы английской полиции у здания посольства СНЛАД в Лондоне в 1984 г. способствовали нормализации ливийско-британских отношений. 7 июля 1999 г. мининдел Великобритании Р.Кук объявил о возобновлении в полном объеме дипотношений с Триполи (в дек. 1999 г. в Ливию отбыл английский посол). На апрельской 1999 г. министерской конференции в Штутгарте принято решение о подключении Ливии к евросредиземноморскому процессу (в начале янв. 2000 г. ливийцы направили в ЕС официальную ноту с уведомлением о своем одобрении принципов и целей ЕСП и подтверждением желания стать его полноправным участником; в Брюсселе прорабатывается идея организации в ближайшее время визита туда М.Каддафи). В сент. 1999 г. Совет ЕС отменил все ограничительные меры в отношении Триполи за исключением тех, которые касаются поставок вооружений. Фактически вопрос окончательной отмены антиливийских санкций упирается в жесткую позицию Вашингтона, который во многом по внутриполитическим соображениям не готов пока к полному закрытию «ливийского досье». Американцы настаивают на необходимости неукоснительного соблюдения буквы всех положений резолюций СБ, что на деле оборачивается своеобразной увязкой перспективы официального снятия санкций с Ливии со степенью кооперативности Триполи в ходе судебного разбирательства в Нидерландах. Кроме того в Вашингтоне придерживаются той точки зрения, что ливийцам надлежит выплатить компенсацию родственникам погибших и признать ответственность за действия официальных ливийских лиц. В ливийско-американских отношениях сохраняется заметная напряженность. Ливия по-прежнему фигурирует в черном списке госдепа в числе стран, поддерживающих международный терроризм. Остаются в силе объявленные еще в 1986 г. американские национальные экономические санкции в отношении Джамахирии (несколько ослаблены с 27 июля 1999 г., в результате чего американские компании получили возможность осуществлять коммерческие поставки в СНЛАД с/х продукции, медикаментов и медоборудования (аналогичная мера предпринята в отношении Судана и Ирана) и в нояб. 1999 г. была заключена первая за последние 15 лет сделка о продаже Ливии 17 тыс.т. американской пшеницы). С авг. 1996 г. действует закон д’Амато, предусматривающий санкции в отношении компаний и государств, вкладывающих более 40 млн.долл. в год в нефтегазовый сектор Ливии и Ирана. 11 июня 1999 г. в Нью-Йорке состоялась первая за долгие годы официальная встреча представителей двух стран (постпреды при ООН) с участием генсекретаря К.Аннана и постпреда Великобритании). По ряду направлений внешней политики наблюдается отход Триполи от прежних жестких стереотипов, стремление проводить более прагматичный внешнеполитический курс, демонстрировать отказ от экстремизма, содействовать урегулированию региональных конфликтов. Особую активность в деле миротворчества ливийцы проявляют в Африке (кризис в регионе Великих озер, внутрисуданское урегулирование, конфликт между Эфиопией и Эритреей). 6-9 сент. 1999 г. в Сирте по инициативе М.Каддафи состоялось внеочередное совещание в верхах государств-членов ОАЕ, в ходе которого обсуждались вопросы панафриканской интеграции и совершенствования деятельности ОАЕ с прицелом на создание на континенте своего рода «Соединенных Штатов Африки». В ходе саммита М.Каддафи выдвинул идею формирования Африканского союза по примеру ЕС, которая в настоящее время изучается странами континента. Ливийцы выступают с «особых» позиций по целому ряду международных проблем (Ближний Восток, пересмотр Устава ООН и др.). СНЛАД призывает радикально реализовать право палестинского народа на самоопределение в рамках создания единого арабо-еврейского государства (включая нынешний Израиль) со столицей в Иерусалиме. В Ливии отвергают принцип «мир в обмен на землю», выступают против ближневосточного мирного процесса, рассматривая его как капитуляцию арабов перед «сионистским врагом». В то же время в Триполи отказались от своего прежнего лозунга «сбросить Израиль в море». Ливия выступает за превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества», вывод оттуда иностранных флотов и ликвидацию иностранных военных баз, в том числе баз НАТО. Ливийцы занимают крайне негативную позицию по вопросу о расширении НАТО на Восток, рассматривая такие планы альянса через призму гегемонистских устремлений США в мире и считая, что они представляют прямую угрозу безопасности не только России, но и государствали третьего мира, в том числе и Ливии. СНЛАД присоединилась к Московскому договору о запрещении ядерных испытаний в трех сферах, подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, открыла для инспекций МАГАТЭ свои ядерные объекты. В последнее время для внешней политики Ливии характерно стремление следовать прагматический линии, демонстрировать отказ от экстремизма, содействовать урегулированию региональных конфликтов. С 1953 г. Ливия является членом Лиги арабских государств, с 1955 г. – членом ООН, с мая 1963 г. – членом Организации африканского единства, входит в Организацию Исламская конференция. 3. Макроэкономика Ливии. Основа ливийской экономики – нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. В 1998 г. добыча нефти составила 73 млн.т. (в 1997 г. – 83,2 млн.т.), а производство нефтепродуктов – 20 млн.т. По разведанным запасам этого сырья (до 4 млрд.т.), а также по уровню дохода на душу населения (около 6 тыс.долл. в год) Ливия занимает одно из первых мест в Африке. Имеются крупные запасы железной руды (3,5 млрд.т.), газа (в 1998 г. добыто 12,1 млрд.куб.м.), фосфатов, гипса. ВВП в 1998 г. составил 23 млрд.долл. (в 1997 г. – 23,9 млрд.долл.) и формировался за счет нефтегазового сектора (30%), сферы услуг (31%), торговли и финансов (11%), промышленности (10%), строительства (13%), сельского хозяйства (5%). Среди крупнейших объектов обрабатывающей промышленности – меткомплекс в г. Мисурата (в настоящее время производство доведено до 800 тыс.т. металла в год), несколько НПЗ, предприятия по производству цемента, труб, электрокабелей, тракторо- и автосборочные заводы. Легпром представлен сетью небольших предприятий по производству тканей, пошиву одежды и обуви, выделке кож и т.п. Пищевая отрасль развита относительно слабо. Социально-экономическое развитие страны до середины 80-х гг. осуществлялось на плановой основе (по пятилеткам). Доля госсектора в промышленности достигает 90%, в сельском хозяйстве – 25%. Собственной квалифицированной рабочей силы не хватает, около половины занятых в народном хозяйстве (более 1 млн.чел.) – иностранцы, прежде всего египтяне, а также выходцы из соседних африканских государств. В то же время имеет место высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (до 30%). Инфляция в 1998 г. составила 24% (в предыдущие годы была на уровне 35-40%). В связи с общей неблагоприятной динамикой цен на мировом нефтяном рынке в последние годы и, как следствие, – значительным снижением доходов от экспорта нефти (с 22 млрд.долл. в 1980 г. до 10 млрд. в 1992 г. и 6,5 млрд. в 1998 г., когда в результате обвального падения цен на нефть экспортная выручка СНЛАД по сравнению с 1997 г. сократилась на 30%) валютно-финансовое положение Ливии осложнилось. Вместе с тем страна сохраняет достаточно высокую платежеспособность (золотовалютные резервы достигают 7 млрд.долл.). Внешняя задолженность оценивается на уровне 7 млрд.долл. Доминирующую роль во внешнеэкономических связях СНЛАД играют Италия, ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, Япония, Ю.Корея – 75% общего их объема. Товарооборот Ливии с зарубежными государствами в 1998 г. составил 12,7 млрд.долл. (в 1997 г. – 16 млрд. долл.). Транспорт и связь. В Ливии нет железных дорог. Крупнейшая автомагистраль современного типа протяженностью 1882 км. проходит вдоль побережья Средиземного моря от границы с Тунисом до границы с АРЕ. Построены автомагистрали, связывающие Триполи с г.г. Себха и Гат (1350 км.) и г. Адждабия с оазисом Куфра (626 км.). Общая протяженность шоссейных дорог превышает 15 тыс.км. В 1975 г. была создана авиакомпания «Либиан Эраб Эйрлайнс», осуществлявшая до 15 апр. 1992 г. полеты из Триполи и Бенгази в Дамаск, Бейрут, Рабат, Алжир, Тунис, Париж, Рим, Афины, Москву и Софию. Согласно резолюции СБ ООН №748 от 31 марта 1992 г. в отношении СНЛАД действовало воздушное эмбарго (приостановлено с 5 апр. 1999 г.). Крупнейшие гражданские аэропорты: Триполи, Бенина (Бенгази), Себха, Гадамес. Морские порты: Триполи, Бенгази, Тобрук, Мисурата, Дерна, Марса-Брега. Ежегодная пропускная способность ливийских портов 80 млн.т. В конце 80-х гг. М.Каддафи предпринимает шаги по либерализации в экономической и политической сферах. Стали поощряться кооперативные формы собственности, частная торговля, были освобождены многие политзаключенные, разрешен свободный въезд и выезд из страны. В июне 1988 г. по инициативе руководителя СНЛАД чрезвычайная сессия ВНК провозгласила т.н. «Зеленую декларацию прав человека в эпоху народных масс», частично заменяющую конституцию, которая отсутствует в соответствии с положениями ТМТ. В настоящее время в стране проводится кампания разгосударствления, акционирования и даже приватизации некоторых, в т.ч. крупных, производственных предприятий (вплоть меткомбината в Мисурате). В качестве насущно важных целей провозглашены освоение природных ресурсов, альтернативных нефти и газу, достижение самообеспечения СНЛАД продовольствием, ускоренное развитие внутренних районов страны и т.п. Нефтегазовый комплекс, включающий в себя нефтегазодобывающую, нефтеперерабатывающую и нефтехимическую отрасли, является базисом ливийской экономики. На его долю приходится более 90% доходной части бюджета и 95% валютных поступлений. Доходы Ливии от экспорта нефти составили в 1996 г. 8,2 млрд.долл., а в 1997 г. – 9 млрд.долл. За последние годы произошли структурные изменения в экономике страны. В результате доля нефтегазового комплекса в ВВП снизилась с 80-85% до 30% в 1997-98 гг. 11% ВВП образуется за счет торговли и финансов, 10% дает промышленность, 13% – строительство, 31% – сфера услуг, 5% – сельское хозяйство. ВВП Ливии в 1998 г. составил 23 млрд.долл. В течение 1998 г. на мировом нефтяном рынке наблюдалось значительное снижение цен. К дек. 1998 г. они опустились до 8,4 долл. за баррель, что стало самым низким показателем за последние несколько лет. Если в 1997 г. средняя цена нефти достигала 19 долл. за баррель, то в 1998 г. усредненный показатель упал до 13,8 долл. Ряд мероприятии ОПЕК по стабилизации нефтяного рынка (в частности, сокращение странами-членами этой организации производства нефти с целью выравнивания спроса и предложения) не принес желаемых результатов. Для Ливии, где доминирующей отраслью экономики продолжает оставаться нефтяная промышленность, это обернулось ощутимыми валютными потерями в бюджете, в котором поступления от нефтяного экспорта традиционно являются главной составляющей. Так, в 1998 г. объем добычи нефти в СНЛАД равнялся 70 млн.т., а от ее продажи было получено 6,5 млрд.долл., тогда как в 1997 г. – 9,5 млрд. На ливийской экономике подобная ситуация сказалась самым отрицательным образом. В первую очередь, начал уменьшаться импорт в страну, а вместе с ним и товарооборот (по сравнению с 1997 г. – на 10% и 20% соответственно). В 1998 г. ливийскому руководству вновь не удалось обеспечить бездефицитноеть бюджета, реальные расходы по которому превысили запланированную смету на 5-10%. Дефицит ВВП составил 3 млрд.долл., сократившись по сравнению с 1997 г. на 0,5%. Сложившееся положение не может не тревожить ливийские правящие круги, которые справедливо рассматривают рост инфляции, дефицит бюджета как один из факторов ухудшения социально-экономической обстановки в стране. Уже в 1998 г. руководство СНЛАД начало предпринимать меры, которые по его мнению, могли бы стабилизировать ситуацию в сфере экономики. Так, в ноябре 1998 г. была проведена девальвация официального обменного курса ливийского динара к доллару – с 0,38 лив.дин. за 1 долл. до 0,45 лив.дин. за 1 долл. Между тем многие импортные товары по-прежнему приобретаются ливийскими торговцами за рубежом по курсу 2,8-3 лив.дин. за 1 долл. (данный официальный курс действует и в настоящее время). Таким образом, девальвация практически не уменьшила разрыв между официальным и черным курсом динара, и инфляция продолжает набирать обороты (в 1998 г. она составила 24%). В сфере бюджетной политики ливийским правительством официально провозглашена линия на «предельную экономию». На сессии ВНК, проходившей 8-15 дек. 1998 г., был представлен бюджет на 1999 г. в сумме 5,3 млрд.дин. (13,2 млрд.долл. по официальному курсу). Вновь в качестве одной из главных его доходных статей заявлена планируемая выручка от экспорта нефти – 3,27 млрд.дин. (7,26 млрд.долл.). Выступая на сессии минфинансов Ливии М.Бейт Аль-йаль заявил, что госрасходы будут сведены к «строгому минимуму» в 4,9 млрд. лив.дин. (10,9 млрд.долл.). Объявлено о резком сокращении расходов на представительства СНЛАД за рубежом и организацию различных торжеств. Не будет новых инвестиционных затрат; проекты, еще не начавшие осуществляться и не зафиксированные в бюджете, замораживаются на неопределенное время. По оценкам, в целом инвестирование сократится на 25-30% (это, однако, не коснется нефтяного сектора и ряда проектов в области энергетики). В целях экономии валюты иностранным фирмам запрещено заключать контракты на строительство общественных зданий, школ, дорог и малых электростанций. Центральное казначейство в будущем сможет распоряжаться налоговыми сборами шаабий (шаабийя – новая административно-территориальная единица в Джамахирии), которым запрещено расходовать получаемые ими в качестве дохода средства. В свою очередь, ЦБ отказался от практики обмена по льготному курсу 500 долл. ливийским семьям, выезжающим за рубеж, мотивируя это истощением валютных резервов страны (в период с июня 1997 г. по сент. 1998 г. на эти цели израсходованы 356 млн.долл.). Минфин предупредил, что возможно возникновение трудностей с оплатой труда рабочих-бюджетников (их насчитывается около 700 тыс.). Планируется заморозить найм на работу и побуждать госслужащих к более раннему уходу в отставку. Неясно, однако, смогут ли они найти себе применение в других секторах ливийской экономики. Между тем в условиях сокращения притока нефтедолларов одним из выходов из сложившейся ситуации могла бы стать именно диверсификация экономики, стимулирование развития промышленности и сельского хозяйства. К этому на протяжении 1998 г. неоднократно призывал ВНК, отдавший распоряжение минпланирования провести работу с целью определения приоритетных индустриальных проектов, которые способны были бы создать альтернативный нефти источник прибыли. Ливийская экономика, за исключением поддерживаемого отечественными и иностранными инвестициями нефтегазового сектора, стагнирует с середины 1980-x гг., и на сегодня ее доля в ВНП составляет лишь 42%, причем этот показатель имеет тенденцию к снижению. Развитие же торговли и частного бизнеса тормозится как санкциями, введенными против Ливии СБ ООН в 1992-93 гг., так и в определенной степени негативным отношением к этим явлениям официальных властей, видящих в коммерсантах «людей, стремящихся к неограниченной наживе и баснословным доходам». По этой причине они периодически подвергаются жесткому контролю. Попытки ливийского руководства провести косметический ремонт экономики вряд ли могут увенчаться успехом в условиях джамахирийской системы. Поправить положение способно ощутимое повышение цен на мировом нефтяном рынке, чего последовательно добивается СНЛАД. Еще в январе 1996 года она через министерство энергетики призывала страны-члены ОПЕК существенно понизить свои нефтяные квоты, выразив готовность сделать это первой. В конце марта 1999 г. ОПЕК, наконец, удалось не только договориться о сокращении добычи нефти (на 1,3 млн. б/д), но и согласовать свои действия с крупнейшими государствами-экспортерами, не входящими в эту организацию (Россия, Мексика). К началу апреля впервые в 1999 г. цена за 1 баррель нефти поднялась до 14,3 долл. Стабилизация мирового нефтяного рынка может отчасти смягчить кризис ливийской экономики, нуждающейся, тем не менее, в рыночном реформировании и постепенной либерализации. 4. Нефтегазовая промышленность. По разведанным запасам нефти Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирака). На долю СНЛАД приходится около 2% всех мировых нефтяных ресурсов. Достоверные запасы ливийской нефти составляют 29,5 млрд.барр. Помимо нефти в Ливии имеются довольно крупные запасы природного газа (1,6 трлн.куб.м; третье место в Африке), имеются запасы железной руды, фосфатов, гипса. Разведанные запасы нефти оцениваются в 45,5 млрд.барр. По данным Международного Агентства по энергии, производство нефти в СНЛАД в дек. 1997 г. достигло 1,45 млн. баррелей в день (б/д) но уже к середине 1998 г. снизилось до 1,3 млн.барр. Последняя цифра меньше даже новой, сокращенной квоты ОПЕК для Ливии, введенной в 1998 г. (1,52 млн.б/д). Помимо желания СНЛАД идти в русле политики ОПЕК по повышению мировых цен на нефть это можно объяснить и недостаточным развитием здесь уже имеющихся месторождений, а также до недавнего времени вяло проходившей разработкой новых, поскольку еще в 1970-х гг. их интенсивное использование было официальным Триполи признано противоречащим интересам государства. Между тем, по прогнозам специалистов, при отказе от серьезной разработки новых месторождений нефти ее производство в СНЛАД способно упасть до 1 млн.б/д к началу следующего столетия, а к 2010 г. – и до 0,8 млн.б/д. Система концессиональных прав на нефтеразведку.Все операции по нефти в Ливии относятся к компетенции гос. Национальной нефтяной корпорапии (ННК), основанной в 1970 г. Ее доля участия в каждом из соглашений по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений – не менее 50%. Нефтепоисковые работы в СНЛАД ведутся как национальными и совместными компаниями-операторами, так и зарубежными компаниями, получившими концессионные права на нефтеразведку. Концессии предоставляются в виде «Соглашений о разработке и долевом участии в производстве» (EPSA). Инокомпания ведет своими силами нефтепоиск, и в случае открытия крупного месторождения и начала его промышленной эксплуатации становится, совместно с ННК, компанией-оператором. Стоимость концессии зависит при прочих равных условиях от географического расположения концессионного участка. Территория Ливии разделена на 4 зоны, различаемые по степени вероятности залегания там нефти. Сегодня осуществляется третий этап добычи – ЕРSА-З. Его условия предусматривают возмещение затрат по нефтеразработке за счет планируемой продукции, равное участие партнеров (ННК и иностранный подрядчик) в расходах по развитию открытого месторождения. Распределение дохода регулируется по скользящей шкале, при этом часть, отходящая подрядчику, освобождается от уплаты налогов и арендной платы за разработку месторождения. ННК была вынуждена выдвинуть упомянутые условия после того, как работы по договорам EPSA-1,2 принесли незначительные результаты ввиду их низкой экономической эффективности для подрядчика. По прогнозам ННК, исполнение ЕРSА-З добавит по меньшей мере еще 2 млрд. баррелей нефти к уже разведанным нефтяным запасам. Соглашения в рамках EPSA-З уже подписаны с компаниями «Шелл» (Дания), «ОМВ» (Австрия), «Тоталь» (Франция), «Сага Петролеум» (Норвегия), «Бразпетро» (Бразилия), «Петрофина» (Бельгия), «Лаемо» (Великобритания), «Аджип» (Италия), «Винтерхалл» (ФРГ), «Хаски Ойл», «РСО», «Интернэшнл Петролеум Корпорейшн» (Канада), госконсорциумом Ю. Кореи, рядом других корпораций. Недавно аналогичное соглашение заключено с испанской «Репсол», разрабатывающей ныне нефтяное месторождение на юге СНЛАД. Развитие перспективных нефтяных месторождений. Месторождению в Мурзуке, расположенному на юго-западе страны, ННК придается приоритетное значение. Проект по его развитию из двух стадий оценивается в 1 млрд.долл., после его завершения производительность месторождения составит около 250 тыс.б/д. Все контракты по выполнению 1-й стадии проекта уже распределены. Всего нефтеносное месторождение в Мурзуке содержит, оценочно, 800 млн. барр. нефти. Запланировано было начать добычу в дек. 1998 г. с 50тыс. б/д, доведя ее к 2005 г. до 200 тыс. б/д. В 1998 г. ННК подписала соглашение по развитию данного месторождения с Европейским консорциумом в составе компаний «Репсол» (доля – 45%), «Тоталь» (30%) и ОМВ (30%). Когда месторождение начнет выработку продукции, доля ННК в доходах составит 50%. Месторождение в Мабруке (600 км. к югу от г.Сирт) было открыто еще в 1959 г., однако из-за высокой стоимости работ (около 1 млрд.долл.) ввиду сложного географического шельфа долгое время оно было законсервировано. Мабрукское месторождение содержит 1,3 млрд.барр. нефти. По его разработке в мае 1993 г. ННК было подписано соглашение сроком на 35 лет с компанией «Тоталь», которая, в свою очередь, сдала в аренду 25% территории компании «Сага Петролеум». Она сформировала дочернюю фирму «Сага Петролеум Мабрук АС», открывшую в 1996 г. представительство в Триполи. Двухэтапный проект развития этого месторождения предусматривает его первоначальную разведку с целью выяснения коммерческой целесообразности дальнейших капиталовложений. При наличии таковой должна начаться интенсивная разработка всего месторождения. Первоначально компании-операторы намереваются задействовать нефтеносные поля на западе Мабрука (запасы нефти – 50 млн.барр.). К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 30 тыс.б/д. «Тоталь» и «Сага Петролеум» занимаются также и разведкой нефтеместорождений в Хараме и Антелате (Феззан), которые, предположительно, содержат в совокупности около 2,1 млрд.барр. нефти. Бури(западная частьТриполитании) в 1993 г. ННК заключила соглашение с «Аджип», которое привело ранее существовавшее соглашение 1974 г. в соответствие с условиями ЕРSА-3. Доля «Аджип» увеличилась с 14 до 30%. В дек. 1995 г., компания завершила первую стадию разработки месторождения (вся программа оценивается в 2 млрд.долл.), увеличив производство с 65 тыс. б/д до 80 тыс. б/д. Осуществляется вторая стадия, которая даст возможность повысить производительность до 150 тыс. Разведанные запасы Бури – 5 млрд.барр. нефти. Ас-Сара (юго-восток к Ливии). В авг. 1994 г. завершилась вторая стадия разработки данного месторождения, позволившая увеличить добычу нефти до 53 тыс. б/д. Запасы месторождения – 250 млн. барр. В 1995 г. компания «Винтерхалл», занимающаяся его разработкой, заявила о том, что ежедневная добыча нефти здесь составляет 60 тыс. баррелей. Концессия на месторождение Кабир в 1991 г. была передана компании «АГОКО» («Арабиен Галф Ойд Компани»), полностью принадлежащей ННК. После проведения подготовительных работ в 1996 г. «АГОКО» объявила о начале добычи нефти на этом месторождении. К началу 1998 г. из его недр, содержащих нефть парафинового основания с малым количеством серы, извлекалось до 90 тыс.б/д. Нефтеочистка и распределение.Ливия осуществляет операции по нефтеочистке как на своей территории, так и за рубежом, распределяя нефть по основным европейским рынкам. Основными же рынками сбыта нефти для СНЛАД по-прежнему остаются Италия, Германия и Испания. Очистка ливийской нефти и производство продуктов происходят в Италии, Германии и Швейцарии; Ливия располагает широкой дистрибуторской сетью в этих странах, в то же время стремясь внедряться на рынки стран Вост. Европы. На своих собственных НПЗ СНЛАД в состоянии переработать до 40% своей нефти. Их пропускная способность составляет 342 тыс. б/д, на трех аналогичных заводах в Европе – в целом около 300 тыс. б/д. Завия. Расположенный нa северо-западе страны, завод был построен итальянскими специалистами. Его мощность – 108 тыс. б/д, он на 70% удовлетворяет потребности района Триполи, часть продукции экспортируется. Рас-Дануф. Завод построен компанией «Раско», функционирует с 1985 г. Его мощность – 198 тыс.б/д, однако в настоящее время он работает не в полную силу. Большая часть итогового продукта поступает на электростанции, работающие на жидком топливе, а также на расположенный вблизи химический комплекс. Тобрук. Завод сооружен в 1985 г., его мощность 18 тыс.б/д. Себха. Строительство этого завода с запланированной мощностью 20 тыс.б/д, расчитанного на поступление нефти с ближайшего месторождения в Мурзуке, еще не началось. В 1989 г. ННК передало контракт итальянской корпорации СТИП. Ожидается, что сейчас, когда работы в Мурзукском месторождении интенсифицируются, проект будет возобновлен. Стратегия правительства состоит в развитии зарубежных НПЗ и расширении дистрибуторской сети, чтобы обеспечить сбыт 400 тыс.-450 тыс.б/д через регион Средиземноморья. В 1994 г. было объявлено о планах по усовершенствованию НПЗ в Кремоне (Италия) и модернизации аналогичных предприятий в ФРГ. Планируется также расширение дистрибуторской сети в Словакии, Венгрии и Чехии. Ливия рассчитывает таким образом компенсировать свое неучастие в Средиземноморском партнерстве. Кроме того, с 1996 г. со СНЛАД был снят статус развивающейся страны, что повлекло за собой новые пошлины на выработанные из нефти продукты. До сент. 1993 г. интересы Ливии за рубежом в вопросах нефтепереработки и дистрибуторских операций представляла компания «Ойлинвест Интернэшнл», для чего была создана дочерняя компания: «Ойлинвест Нидерландс», управляемая ННК, ЛАФИКО и ЛАФБ (Ливийский арабский внешбанк). Однако вследствие санкционных мер, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООH №733, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.), СНЛАД была вынуждена передать контрольный пакет акций (55%) частным итальянским и немецким инвесторам, сохранив 45% акций. Газовая промышленность. Крупные месторождения – Гадамес, Хамада, Сирт, Бури. В 1996 г., по данным ОПЕК, в Ливии было добыто 6,4 млрд.куб.м.прир. газа. Основная его часть была использована для нужд ливийского энергетического комплекса, около 1,2 млн.куб.м.экспортировано, главным образом, в Италию и Испанию. Стремясь стимулировать развитие газового сектора в промышленности, правительство разработало план по сооружению двух газопроводов, которые включат новые газовые электростанции в Бенгази, Зуэтине, Хомсе и Триполи в единую национальную энергосистему. В июне 1996 г. ННК подписала контракт в 3 млрд.долл. с компанией «Аджип». Он предусматривает осуществление проекта по созданию гигантского газопровода (частично пролегающего по морскому дну), который свяжет месторождения прир. газа в Ливии с единой газовой сетью Италии (о.Сицилия). Ливия также намерена самостоятельно разрабатывать несколько газовых месторождений на своей территории. Разработка новых нефтяных и газовых месторождений и интенсификация работ на уже действующих, даже поддержание объема добычи нефти на прежнем уровне требуют внедрения новых передовых технологий, замены устаревшего, зачастую изношенного оборудования. В результате действия международных антиливийских санкций нефтегазовая отрасль страны испытывает большие трудности. Особенно негативно санкционный режим сказался на ее нефтяной составляющей, значительно (в среднем в четыре раза) увеличивая стоимость импорта оборудования, запчастей к нему и его транспортировки. Санкции тормозили и дальнейшую экспансию ливийцев на новые рынки сбыта нефти, препятствуют проникновению в СНЛАД американских компаний, до 1986 г. весьма активно работавших в ливийском нефтяном секторе (их капиталы были заморожены). Против Ливии не введено международное нефтяное эмбарго, однако США в одностороннем порядке предприняли ряд мер, чтобы максимально затруднить нормальное функционирование нефтегазовой отрасли Ливии, проведение платежей и расчетов с иностранными подрядчиками через мировую банковскую систему. В авг. 1996 г. американский Конгресс ввел в действие закон Д’Амато, предусматривающий наложение санкций правительством США на инокомпании, инвестирующие более 40 млн.долл. в ливийский нефтегазовый сектор (этот закон вызвал резкую критику со стороны Евросоюза, ряд членов которого – Италия, Германия, Испания – в значительной степени удовлетворяют потребности своих ТЭК за счет ливийской нефти и заинтересованы в дальнейшем всестороннем развитии сотрудничества с Джамахирией в этой области). Ливия остается в стороне и от многих экономических новаций, из которых извлекают пользу ее североафриканские соседи. Так, она не входит в число стран, образовавших новую зону свободной торговли в Средиземноморье, что открывает им доступ к получению дотаций на развитие от Евросоюза. В Джамахирии не ведутся также работы по созданию программ приватизации с целью привлечения иноинвестиций и ускорения экономического развития. 5. Банковская сфера. Анализ экономического положения Ливии позволяет сделать вывод о стабильности ее валютно-финансового положения. Ливия является платежеспособной страной. Правовое регулирование денежной системы осуществляется на основе законов «О банках», «О валютном контроле. В стране введена валютная монополия, с помощью которой государство контролирует количество и перераспределение денежных средств в стране, инвестирование за границу, платежи с инопартнерами. Структура банков представлена следующим образом: ЦБ; пять комбанков (Национальный коммерческий, «Ума», «Сахара», «Вахда» и «Джамахирия»); промышленно-ипотечный; сельскохозяйственный; Арабский внешбанк. Кроме того, Ливия является членом ряда региональных (межарабских) банков и фондов. Банковскую систему страны возглавляет Центральный банк Ливии (ЦБЛ), являющийся госучреждением. На него возлагаются: эмиссия ливийской валюты; обеспечение ее стабильности внутри и вне страны; осуществление кредитной политики, обеспечение необходимого уровня золотовалютных резервов (ЦБЛ является хранителем золотовалютных резервов страны); купля-продажа золота, облигаций и ценных бумаг, гарантированных иностранным правительством или международными финансовыми организациями; создание коммерческих и других банков и контроль за их деятельностью; валютный контроль внутри и вне страны. Одна из его функций – выполнение кредитных и расчетных операций для правительственных органов. Уставной капитал банка – 100 млн.дин. Резервный фонд – 200 млн.дин. Страховой резервный фонд – 30 млн.дин. На конец 1997 г. кредитные и гарантийные обязательства банка составили 655 млн.дин. Активы банка в 1997 г. увеличились на 11% и составили 11,9 млрд.дин. В стране учреждены и действуют комбанки, контроль за операциями которых принадлежит государству через ЦБЛ. Каждый коммерческий банк является самостоятельным юридическим лицом и сам отвечает по своим обязательствам. Согласно законодательству, любой банк считается коммерческим, если его постоянная деятельность направлена на прием депозитов по текущим счетам, выплачиваемым по требованию или через определенный срок, открытие аккредитивов, оплату или инкассирование чеков, выдачу авансов и др. банковские операции (ст. 50 Закона №63 1971 г.). Коммерческие банки Ливии являются АО с долей государства не менее 51% акций. Законодательством допускается создание смешанных ливийско-иностранных комбанков, при этом оговаривается, что если головная контора смешанного банка находится в Ливии, то ливийская часть уставного капитала должна быть не менее 51%. Комбанки являются наиболее распространенным кредитным и расчетным институтом в банковской системе Ливии. Национальный коммерческий банк (НКБ) – центральное отделение расположено в Триполи. Банк имеет в стране 19 отделений. Акционерный капитал банка, составляющий 2,5 млн.дин., полностью оплачен и поделен на 250 тыс. акций, стоимостью каждая в 10 дин. Все акции принадлежат ЦБ. Устав банка предусматривает созыв раз в году общего собрания акционеров и другие мероприятия, которые дадут возможность НКБ функционировать в качестве АО в случае, если часть акций будет продана ЦБ частным лицам. Управление НКБ осуществляется советом директоров из пяти человек во главе с управляющим. Основные решения подлежат утверждению Советом Директоров ЦБ и Секретарем по делам финансов. Положение о НКБ, утвержденное постановлением Секретариата по делам финансов от 24 июля 1972 г., регламентирует направления его деятельности: банк принимает вклады, открывает текущие счета и предоставляет кредиты; принимает и оплачивает платежные поручения и осуществляет платежные операции; выпускает ценные бумаги, чеки, облигации и другие коммерческие бумаги, оплачиваемые в Ливии и за ее пределами; выдает гарантии, открывает аккредитивы как внутри страны, так и за ее пределами; производит обмен инвалюты в соответствии с положениями Закона о валютном контроле; производит покупку, продажу и владение ценными бумагами и облигациями, выпущенными или гарантированными государством, общественными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; покупает, продает и владеет акциями компаний, основанными внутри страны и вне страны, организует подписку и проводит необходимые мероприятия, связанные с распределением ценных бумаг; в сейфах банка обеспечивается хранение различных ценных бумаг; производит другие банковские операции. Положения о деятельности остальных комбанков практически не отличаются от рассмотренного. Также нет большой разницы и в их уставах. Отличия состоят в размерах уставного капитала. Так, для банка «Джамахирия» он составляет 750 тыс.дин., «Ума» – 500 тыс.дин. Все акции этих банков принадлежат ЦБ. Банки «Сахара» и «Вахда» представляют собой реально АО(в отличие от трех указанных выше банков, которые являются таковыми номинально), в связи с чем дополнительно к уставу они имеют положение об общем собрании акционеров. Уставной капитал этих банков составляет 525 тыс.дин. и 1800 тыс.дин. соответственно. Комбанки имеют состав клиентуры, рекомендованный ЦБ. Так, НКБ совершает операции по расчетам в стране с представительствами иностранных юридических и физических лиц, АО, крупных гос. и кооперативных организаций. Банки «Джамахирия» и «Ума» имеют дело с мелкими гос., кооп. и частно-государственными компаниями, а также с частными фирмами и кооперативными фирмами и частными лицами. Промышленно-ипотечный банк, основанный в сент. 1965 г., является государственным банком. Капитал банка первоначально был установлен в сумме 10 млн.дин. и предназначался для развития промышленности и строительства в равных долях. В 1982 г. капитал банка был увеличен до 45 млн.дин. Согласно решению совмина от июля 1966 г., кредиты на цели развития промышленности и строительства предоставляются без взимания банковских процентов. Основное назначение банка – поощрение развития гос. и частных секторов в промышленности и в строительстве. Срок кредита составляет от 1 до 7 лет. Сельскохозяйственный банк является государственным банком. Он создан в 1995 г. На основании Закона №133 1970 г. предоставление кредитов фермерам и с/х кооперативам с целью осуществления правительственной программы развития сельского хозяйства страны производится без начисления процентов. Банк имеет широкую сеть отделений в городах и населенных пунктах страны. Для обеспечения деятельности банка его первоначальный капитал в 8 млн.дин. постоянно увеличивается за счет госассигнований; доля вкладов частных лиц незначительна и составляет около 3%. Ливийский арабский внешний банк создан в 1972 г. на основании Закона №18. Уставной капитал этого гос АО в сумме 25 млн.дин. полностью принадлежит ЦБ. Основная задача банка – осуществление финансовой и банковской деятельности как за границей, так и внутри страны. Иностранные подрядчики, получающие заказы на сооружение объектов в Ливии, имеют право открыть счет в местной валюте с целью реализации подписанных с ливийскими организациями контрактов. Ввозимые ими средства в размере до 100 тыс.дин. (размер суммы определен п. 7 приложения 9 к «Требованиям, предъявляемым к регистрации иностранных фирм в Ливии в качестве международных подрядчиков») помещаются в один из банков страны. В дальнейшем любые суммы, которые подрядчик будет получать внутри страны в связи с реализацией его контракта, будут оприходованы на этот счет. Перевод денежных средств с этого счета за границу может осуществляться только после получения специального разрешения ЦБ. Для открытия счета необходимо иметь согласие ЦБ и НКБ. Должны быть представлены копия контракта и официальное письмо фирмы, заверенное консульством Ливии, с указанием лиц и номеров их паспортов, уполномоченных распоряжаться суммами с этого счета. В начале 1997 г. в Мисурате создан первый частный банк (The Misurata – Banque Populaire). Уставной капитал банка 3 млн.дин. (8,2 млн.долл.). Задача банка – осуществление финансирования проектов в Мисуратском регионе.