Ливия

Страница 8

9. Экспорт. Нефть в Ливии продолжает оставаться главным источником поступления валютных средств. С 1993 г. ОПЕК в отношении СНЛАД была установлена квота на добычу нефти в размере 1,39 млн.б/д. Ливия была и остается противником увеличения квот ОПЕК на добычу нефти. Так, в середине янв. 1998 г. Ливия призвала ОПЕК отказаться от увеличения квот, отметив при этом, что готова отказаться от своей новой квоты (1,52 млн.б/д.), если остальные члены ОПЕК также пойдут на снижение добычи нефти. В результате действия международных санкций, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН №731, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.) и запрещающих, в частности, импорт некоторых видов нефтяного оборудования, нефтяная отрасль страны испытывала большие трудности. Увеличение количества добываемой нефти для Ливии весьма проблематично по техническим причинам. К концу 1998 г. экспорт Ливии (95% – это нефть) составил 7,73 млрд.долл., что на 17% меньше по сравнению с 1997 г. К своему прежнему уровню экспорт приблизится, как предполагается, лишь в 1999 г. В 1998 г. валютный дефицит составил 1,9 млрд.долл. (или 15,8% ВНП страны). Правительство страны надеется хотя бы частично компенсировать этот дефицит за счет инокапвложений. Так, несмотря на серьезные политические противоречия с США, в своем телеобращении в марте 1998 г. М.Каддафи призвал нефтяные компании США инвестировать нефтяную и газовую отрасли страны. (Нефтяные компании США прекратили свою работу в Ливии в 1986 г. в результате запрета США вносить инвестиции в энергетический сектор страны. К тому времени в Ливии работало пять нефтяных компаний США, обеспечивавших производство 25% добычи нефти. Триполи, осознавая их значение в экономике страны и не желая сжигать все мосты, вместо того чтобы национализировать капиталы этих компаний, лишь заморозил их.) Большие надежды М.Каддафи возлагает и на Италию – традиционно важнейшего торгового партнера страны. Италия постоянно инвестирует в нефтяную и газовую отрасли ливийской экономики. Особенно возросли инвестиции в 1997 г. в связи с началом работ по осуществлению строительства газопровода в рамках проекта «Аджип». ЦБ Ливии, в свою очередь, объявил о намерении Ливии вложить 500 млн.долл. в различные итальянские компании. В 1997 г. между Ливией и Тунисом подписан контракт о поставке в Тунис 1 млн.т. ливийской сырой нефти и 580 тыс.т. очищенных нефтепродуктов. Стоимость данного проекта – 513 млн.долл. Стремится к укреплению торговых связей с Ливией и Египет. В четвертом квартале 1997 г. между двумя странами был подписан ряд совместных соглашений в экономической и торговой областях. В 1998 г., как ожидает Ливия, Мальта предоставит ей возможности для более активного пользования мальтийскими портовыми мощностями для ремонта ливийских судов. На территории Ливии действуют британские, австрийские, шведские, немецкие и ряд других западноевропейских компаний как в нефтегазовой, так и в других сферах экономики. Ливия в 1998 г. впервые за несколько последних лет имела отрицательный показатель ВНП – минус 0,5%. Уровень инфляции в 1998 г. составил 24%. Усилению инфляции способствует нежелание правительства страны принимать во внимание факт девальвации динара. Об отношениях с Германией. Отмечается рост экономической заинтересованности СНЛАД и ФРГ друг в друге. Несколько лет подряд Германия занимае второе место (после Италии) среди стран-импортеров ливийской нефти. В 1997 г. Джамахирия поставила ФРГ 93,5 млн.барр. сырой нефти, на 517,1 млн.дин. (15% всего экспорта). Что касается немецкого импорта в Ливию, то он формируется в основном за счет зерновых, медикаментов, химикатов, стройматериалов, труб, отдельных деталей, оборудования нефтяной промышленности, двигателей, турбин и пр. Доля немецких товаров составлявляет 12,8% от всего импорта Джамахирии и имеет тенденцию к увеличению. С 1997 г. СНЛАД стала вторым по значению торговым партнером ФРГ в Африке. Немцы все активнее начинают проявлять интерес к нефтегазовой отрасли СНЛАД. Так в июне 1997 г. компания МАН выиграла тендер на сооружение участка газопровода Зуэйтина-Бенгази протяженностью в 120 км. Стоимость контракта составляет 60 млн.долл., в качестве подрядчика выступает ливийская «Сирт Ойл Компани». В мае 1998 г. подписано соглашение об экономическом сотрудничестве, предусматривающее создание совместных экономических объединений, развитие отношений в торгово-экономической и промобластях, а также в сферах туризма и услуг. Значительным событием для отношений двух стран стали переговоры в Бонне в середине июня 1998 г. ливийской делегации, возглавляемой минфинансов СНЛАД М.Бейт аль-Малем, с минэкономики, заммининдел и председателем ЦБ ФРГ в продолжение уже имевших место аналогичных контактов в 1997 г. в Триполи. В рамках визита делегации СНЛАД прошло два раунда переговоров по долгу Ливии ФРГ в 200 млн.марок. Ливийско-французские отношения. Одним из приоритетных направлений внешней политики СНЛАД является всестороннее развитие отношений с европейскими государствами Средиземноморья, в том числе Францией. На протяжении нескольких последних лет эта страна стабильно занимает четвертое место среди торговых партнеров Джамахирии. Главной статьей ливийского экспорта во Францию является нефть (60 тыс.б/д.). В условиях действовавшего до недавнего времени режима антиливийских санкций ООН, введенных в 1992-93 гг., французские компании сумели укрепить свои позиции в нефтегазовом секторе СНЛАД. Компания Total в составе европейского консорциума, куда входят также испанская Repsol и австрийская OMV, успешно осуществляет (в рамках EPSA-3 – «Соглашения о разведке и долевом участии в разработке») развитие крупного Мурзукского нефтяного месторождения. К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 200 тыс.б/д. Помимо этого, Total является оператором нефтяного поля в Мабруке (15 тыс.б/д.). ELF Aquitaine, в 1996 г. возобновившая работы в Ливии, приступила к освоению нового месторождения на границе с Тунисом, запасы нефти которого оцениваются в 100-150 млн.барр. ELF уже осуществила бурение первой скважины, и в 2001 г. намерена начать здесь промышленную добычу. Помимо участия непосредственно в нефтедобыче, французы рассматривают возможности для диверсификации сфер своих капвложений в Джамахирии, где перспективными им представляются коммунальная инфраструктура и нефтепереработка. Компания Suez-Lyonnaise des eaux подписала технический протокол с Генеральной водной компанией Ливии по сооружению опреснительной станции в Триполи. Соглашение стало результатом поездки в Париж в конце лета 1998 г. минпланирования СНЛАД Д.Тальхи. Он также встречался с представителями французских корпораций, работающих в секторе водных ресурсов, и обсуждал с ними ряд инвестиционных проектов, подчеркнув, что в последующие несколько лет его страна намерена вложить 2,5 млрд.долл. в развитие отечественной инфраструктуры. В 1998 г. общий товарооборот между двумя странами неожиданно ощутимо снизился. Французский импорт из Ливии составил 1,8 млрд.франков (в 1997 г. – 2,8 млрд.), а экспорт – 1,8 млрд.франков (годом ранее – 2,08 млрд). В нояб. 1998 г. Ливия объявила о прекращении практики импорта продовольственных и промышленных товаров из Франции. Демарш ливийцев был вызван их крайним неудовольствием по поводу неучастия во французско-африканском саммите, который проходил в Париже и куда Джамахирию «забыли» пригласить. Следует отметить, что подобные ливийские демонстрации носят в основном пропагандистский характер, подтверждением чему служит «реабилитация» французской продукции в 1999 г. По-настоящему серьезной острой проблемой, омрачавшей до недавнего времени двусторонние отношения, было «дело ЮТА» – катастрофа в 1989 г. самолета французской авиакомпании, в результате которой погибло 170 человек. Причастность ливийских граждан к этому теракту в свое время спровоцировала создание «западной тройки» (США, Великобритания, Франция), выступавшей в отношении Джамахирии с единых позиций и блокировавшей ее участие в политической жизни средиземноморского региона. Однако если англосаксы с самого начала настаивали на выдаче им двоих подозреваемых по «делу Локерби», то Франция избрала другую тактику и предпочла провести заочный судебный процесс, который состоялся в марте 1999 г. в Париже. В итоге 6 ливийцев (среди них А.Сенусси, зять М.Каддафи) были признаны виновными в совершении убийства посредством осуществления теракта и приговорены (заочно) к пожизненному тюремному заключению, при этом ордера на их арест переданы в Интерпол. Тем не менее, Париж по-прежнему не настаивает на выдаче осужденных, осознавая, что педалирование этой темы повлечет за собой лишь резкую отповедь со стороны М.Каддафи. Ливийский лидер, в свою очередь, неоднократно делал заявления о готовности выплатить компенсацию родственникам жертв катастрофы. Еще в 1996 г. французский судья Ж.-Л.Брюгьер посетил Триполи и произвел допрос ряда ливийских официальных лиц в связи с «делом ЮТА». Кроме того, ему была предоставлена возможность ознакомиться с документами из архивов спецслужб Ливии. Позднее, в 1998 г., судья отметил содействие, которое оказывалось ему со стороны ливийских властей. Учитывая эти обстоятельства, французское руководство считает, что СНЛАД в достаточной степени выполнила требования о конструктивном сотрудничестве по «делу ЮТА», содержащиеся в резолюциях СБ ООН. Успешное начало разблокирования «локербийского кризиса», приостановка воздушного эмбарго и других антиливийских санкционных мер способны оказать положительное воздействие на темпы развития ливийско-французских отношений. В Париже пристально следят за резко возросшей внешнеполитической активностью М.Каддафи, стремящегося сделать Триполи «третьим Римом» миротворческого процесса на Африканском континенте, где у Франции имеются свои многолетние, многоплановые интересы. В начале июня 1999 г. Ливию посетил личный эмиссар президента Франции Ж.Ширака, советник по африканским вопросам М.Дюпуш. Он встретился с М.Каддафи, обсудив с ним ливийские мирные инициативы по урегулированию конфликтов в Африке. Ему было передано послание от Ж.Ширака, в котором высказывалась поддержка упомянутых инициатив и готовность к сотрудничеству для их осуществления. Директор Парижского института арабского мира М.Кабана в ходе своего пребывания в Триполи обсудил с руководством МИД (О.Мунтасером и А.А.Трейки) широкий спектр контактов в области культуры. Было подписано рамочное соглашение, предусматривающее организацию в 2001 г. в Париже, а затем и других европейских столицах выставки культурных, исторических и научных достопримечательностей Джамахирии. Цель мероприятия – показать миру Ливию во всем многообразии. Ливийско-испанские отношения. Испания на протяжении нескольких последних лет стабильно занимает наряду с Великобританией, третье место (после Италии и ФРГ) среди торговых партнеров Ливии, закупая ежегодно около 10% экспортируемой ливийской нефти, нефтепродуктов и природного газа (в 1997 г. – на 853 млн.долл.). В 1998 г. Испания предприняла активные шаги к углублению этой позитивной тенденции. В марте премьер-министр Испании направил М.Каддафи послание, в котором подтверждалось стремление развивать политический диалог, а также взаимовыгодные экономические связи с Ливией. Месяцем ранее состоялся визит в Триполи заммининдел Испании по международному сотрудничеству (первый с 1991 г. визит высокопоставленного испанского чиновника в Ливию). В ходе переговоров была выражена заинтересованность Испании в увеличении ее экспорта (в основном, продовольствие) в Джамахирию, в 1997 г. составлявшего 153,6 млн.долл. Обсуждалась также проблема ливийской задолженности в 110 млн.долл., существующей с 1980 г. (испанские кредиторы – это главным образом различные строительные фирмы и корпорации). Ливийцы намерены предложить новые, более выгодные условия в рамках EPSA-3(«соглашения о разработке и долевом участии в производстве») для испанской нефтяной компании Repsol, которая активно работает в Ливии, являясь оператором месторождения нефти на юге страны производительностью 75 тыс.б/д. Вместе с австрийской OMV и французской Total, Repsol владеет 25% акций концессии (остальная часть принадлежит ливийской государственной Национальной нефтяной корпорации). Repsol также подписано соглашение об исследовании и разработке еще двух месторождений в Мурзуке площадью в 23 тыс.кв.км., где ей будет принадлежать 32% акций. Помимо участия непосредственно в нефтедобыче, испанцы рассматривают возможности для диверсификации сфер капвложений в Ливию, где перспективными им представляются нефтепереработка и дорожно-транспортная инфраструктура. С целью стимулировать дальнейшее развитие взаимовыгодного партнерства минэнергетики СНЛАД в июле 1998 г. выезжал в Мадрид, где по результатам его переговоров с министром промышленности и минеральных ресурсов Испании был подписан двусторонний договор о поддержке и укреплении сотрудничества в нефтегазовом секторе, в сфере нефтепереработки, энергетики и минеральных ресурсов. Отношения со странами АТР. Ливийское руководство стремится развивать отношения практически со всеми странами этого региона. Идеологическая основа этих отношений была заложена М.Каддафи, неоднократно в своих публичных заявлениях и посланиях подчеркивавшего возрастающую роль в мире Китая (особенно в контексте идеи о многополярном мире), Японии, других бурно развивающихся государств региона. Китаю отведена роль лоббиста политических интересов Триполи в СБООН, связанных с санкционной проблематикой; Ю. Корее и в определенной степени Японии – важных торгово-экономических партнеров в регионе. Другие государства АТР привлекают Ливию как поставщики дешевой рабочей силы (КНДР, Филиппины, Таиланд), и в какой-то степени в контексте общности религиозных интересов (Малайзия и Индонезия). Вьетнам, Лаос и Камбоджа выглядят здесь явными аутсайдерами по всем показателям. В 1998 г. в Ливии побывали только две китайские делегации: парламентская (в окт.) и от Общества китайско-ливийской дружбы (в нояб.). Запланированная на конец года очередная сессия МПК на уровне министров экономики так и не состоялась. Годовой товарооборот между двумя странами снизился в 1998 г. на 30%, составив 70 млн.долл. (в основном из-за падения цен на нефть). Традиционные статьи китайского экспорта (продукты питания, одежда и дешевая электроника) сохраняются без существенных изменений. На проекте ВИР работают несколько тысяч китайских специалистов. В последние годы наиболее заметной сферой ливийско-южнокорейского сотрудничества является сооружение амбициозного проекта ВИР, где главным подрядчиком выступал консорциум «Донг А». Он осуществил реализацию 1-й и 2-й очередей этой «стройки века». Сумма контрактов составила 3,5 и 4,6 млрд.долл., соответственно. Предполагалось, что контракт на сооружение 3-ей и 4-й очередей ВИР будет также предоставлен «Донг А» (общая стоимость – 10 млрд.долл.). Ливийцы, из-за нехватки валютных средств, были вынуждены изменить планы реализации 3-ей и 4-й очередей стройки с целью минимизации расходов. Аналогичная ситуация стала складываться и с участием иностранной рабочей силы в реализации этого проекта (всего около 14 тыс.чел.; из них порядка 1,5 тыс.чел. – южные корейцы). Местные власти приняли решение в целях экономии привлечь к работе на ВИР ливийских граждан, причем их количество не должно быть менее 50% от общего числа занятых на стройтельстве. Уменьшение притока нефтедолларов в ливийскую казну привело к снижению объема традиционного южно-корейского экспорта в Джамахирию (текстиль, радиоэлектроника), что частично было компенсировано поставкой сюда 15 тыс. легковых автомобилей «Нубира» по единовременному контракту с фирмой «Дэу». Благодаря именно этой сделке товарооборот между PK и СНЛАД в 1998 г. составил почти 200 млн.долл. (в 1997 г. товарооборот между двумя странами оценивался в 175 млн.долл., причем автомобили тогда не поставлялись). Ю. Корея, несмотря на имеющиеся трудности, нацелена в перспективе на продолжение и развитие экономсотрудничества со СНЛАД. В Ливии действуют 15 компаний этой страны, открыты представительства трех крупнейших из них: «Хюндай», «Дэу» и «Донг А». Качественно новым моментом является подписанное в середине 1998 г. соглашение о сооружении в Джамахирии линии по сборке легковых машин «Дэу». Предполагаемая мощность беспрецендентного для Ливии производства – 20 тыс. автомобилей в год. В 1997 г. Японии удалось занять третье место среди стран, экспортирующих свою продукцию в Ливию, уступив только Италии и ФРГ и обойдя даже РК. Такой «прорыв» стал возможен благодаря поставкам в СНЛАД по единовременным контрактам легковых автомобилей «Мицубиси» и «Ниссан» в количестве более 27 тыс.шт., что обеспечило порядка 50% всего годового товарооборота между двумя странами (в 1997 г. 500 млн.долл.). Другими основными статьями японского экспорта в Джамахирию явились стальные трубы и радиоэлектроника. В том же 1997 г. Япония продала Ливии нефтяной танкер. В начале 1998 г. ситуация в двусторонних отношениях несколько изменилась, когда Япония поддержала американские воздушные рейды против Ирака (фев.). Правительство Ливии ответило введением бойкота на импорт японских товаров – все госкомпании СНЛАД отменили свои заказы на японскую продукцию. Для отношений Ливии с КНДР характерен постоянный политический диалог. Сев. Корея последовательно выступает в поддержку позиции СНЛАД по «делу Локерби» и призывала к снятию антиливийских санкций. В авг. 1998 г. здесь с визитом был заммининдел этой страны, подписавший с ливийской стороной межправительственное соглашение о сотрудничестве. В нояб. Ливию посетил министр внешней торговли КНДР, который принял участие в 13-й сессии совместной МПК в качестве сопредседателя. Подписан протокол переговоров о сотрудничестве в сферах экономики, торговли, науки, техники и культуры. В ходе работы МПК обсуждалась (безуспешно) также проблема задолженности Джамахирии за построенные северокорейскими строителями рыболовецкие порты в г.г. Сирт и Аль-Бейда. Малайзия поддерживает Ливию по «делу Локерби» в контексте резолюций ЛАГ, ОИК, ДН, ОАЕ, последовательно выступает против закона д’Амато, ограничивающего деятельность в Ливии иностранных нефтяных компаний. В конце мая 1998 г. заммининдел СНЛАД С.М.Муджбир в рамках своего азиатского турне посетил Куала-Лумпур. Он передал малайзийскому премьер-министру, другим политическим и религиозным деятелям приглашения принять участие в исламском фестивале в г.Аль-Бейда, приуроченном к празднованиям по случаю дня рождения пророка Мухаммеда (всего на праздник приехали 34 религиозных и политических деятеля этой страны). В 1997 г. товарооборот между двумя странами достиг 10 млн.долл. и имеет тенденцию к росту. Джамахирия продает Малайзии углеводороды, которые являются практически единственной статьей ливийского экспорта в эту страну. Малайзийская нефтяная компания «Петронас» совместно с саудовской «Нимр Петролеум Компани» подписала в начале 1997 г. соглашение типа «продакшн-шеринг» с ливийской ННК и тунисской «Энтерприз д’активите петрольер» на бурение трех нефтяных скважин на совместном ливийско-тунисском месторождении «7 нояб.». Стоимость контракта – 30 млн.долл. «Петронас» также проявляет интерес к покупке у СНЛАД сырой нефти с последующей ее переправкой танкерами на НПЗ в Малайзии. Ливийцы закупили в 1998 г. опытную партию малайзийских легковых автомобилей марки «Протон» (20 шт.), собираемых по лицензии фирмы «Мцубиси», которые значительно дешевле японских аналогов. В настоящий момент ливийско-филиппинские отношения не отличаются высокой динамикой, как это было в 70-80 гг. Причина – неурегулированность проблемы задолженности ливийской стороны, не оплатившей Филиппинам выполненные контракты на сооружение здесь мостов, дорожных развязок и пр. (порядка 200 млн.долл.). В течение последних нескольких лет М.Каддафи выступал в качестве посредника между президентом Филиппин и оппозиционным Национальным движением освобождения Моро. Торговля между двумя странами практически отсутствует. В СНЛАД работают 15 тыс. филиппинских граждан, из них на проекте ВИР занято 1200 чел. Остальные – в основном медсестры, которые в скором времени собираются покинуть Джамахирию из-за низкого уровня зарплаты и плохих жилищных условий. Отношения СНЛАД с Вьетнамом заметного развития не получили. Годовой товарооборот между двумя странами составляет 10 млн.долл. Вьетнамский экспорт в Ливию формируется в основном за счет поставок кофе, чая, риса и консервированного тунца. В Джамахирии на строительстве объектов системы ВИР работают порядка 2000 вьетнамских рабочих. В фев. 1998 г. состоялась 8-я сессия совместной МПК по сотрудничеству 10. Соседи. Отношения с Египтом. Триполи заинтересован во вложении своих нефтедолларов в экономику Египта, нуждается в дешевых египетских товарах, которые поступают в систему госраспределителей для небогатых ливийцев. Около миллиона египетских граждан трудятся в Ливии, обеспечивая нормальное функционирование целых отраслей ливийской экономики. Триполи настойчиво требует сокращения численности египтян, особенно работающих без официально зарегистрированных контрактов. Беспокойство вызывает в Каире и намерение ливийцев еще больше изменить процент зарплаты египтян, конвертируемой по официальному курсу. Нерешенной остается ситуация с ливийским долгом Каиру 1,4 млрд.долл. (в основном это долг ливийских компаний перед египетскими фирмами за период с 1970 по 1989 гг.). Существует и незначительная задолженность египтян Триполи. Джамахирия в свойственной ей манере мотивирует невозможность решения этой проблемы режимом антиливийских санкций. В ходе встречи М.Каддафи с Х.Мубараком в г.Тобрук в июне 1997 г. в рамках V сессии ливийско-египетской МПК по сотрудничеству «достижение экономической интеграции» Ливии и Египта было объявлено приоритетной задачей. Мощный импульс отношениям в материальной сфере придала и VI сессия МПК в июне 1999 г. в Каире, в работе которой приняли участие 10 ливийских министров. Среди основных магистральных направлений экономвзаимодействия можно выделить энергетику и нефтехимию. Подписано соглашение о строительстве нефтепровода для доставки ливийской нефти из Тобрука в Александрию пропускной мощностью 100-150 тыс.б/д (5-7,5 млн.т. в год). Нефть будет перерабатываться на египетских НПЗ или же будет сооружен совместными усилиями завод в Александрии. Готовая же продукция пойдет на египетский рынок и будет экспортироваться в третьи страны. Протяженность нефтепровода составит 662 км., из них 167 – по ливийской территории. Планируется также и строительство газопровода мощностью 3-5 млрд.куб.м. в год, по которому египетский газ будет поступать в Ливию. K концу 1999 г. было запланировано открытие 120 бензоколонок совместной египетско-ливийской компании «Тамойл»; общая стоимость данного проекта составит 250 млн.долл. Планируется, что ливийская сторона возьмет на себя 90% объема финансирования. Первые 4 АЭС были открыты в Египте в конце 1997 г. В ходе VI сессии МПК по сотрудничеству, состоявшейся в Каире в июне 1999 г., стороны договорились продолжить работу по объединению энергосистем двух стран. Для этого предполагается построить ЛЭП (400-500 кв.) между Тобруком и Ас-Салумом (АРЕ). Национальная корпорация железных дорог Египта и ливийское правительство достигли договоренности относительно подготовки документации по проекту строительства железной дороги от Тобрука до Ас-Саума. Идут разработки, связанные с началом реализации проекта строительства дороги от Куфры до Асуана. Ливия занимает третье место по объему инвестиций в Египте среди арабских стран (10% всех иноинвестиций в египетскую экономику). В течение ближайших 5 лет ливийские инвесторы намерены увеличить свои вложения на 900 млн.долл. В 1997 г. были созданы 4 ливийско-египетские СПс общим капиталом в 900 млн.долл.: холдинговая компания (200 млн.долл.) с участием Арабского банка недвижимости, египетских и ливийских инвесторов, которая займется продвижением проектов в области туризма и недвижимости; компания по сборке автомобилей (300 млн.долл.) с планируемой производственной мощностью 100 тыс. автомобилей в год (60% стоимости проекта будет покрыто за счет частных инвесторов, а 40% – за счет правительств); компания по осуществлению жилищного строительства в СНЛАД (300 млн.долл.), которая должна построить 60 тыс. квартир; компания по обеспечению морского сообщения между портами Ливии и Египта и строительству гостиничного комплекса на востоке Триполи (100 млн.долл.). Динамично развивается и внешняя торговля между двумя странами. Так в 1997 г. товарооборот составил 227 млн.долл. (в 1996 г. – 187 млн.долл.). Основную часть египетского экспорта составляет продукция сельского хозяйства (кукуруза, рис), товары пищепрома, а также текстиль, одежда, кожа, химикаты и лекарства. Ливия поставляет в Египет продукцию меткомбината в Мисурате, удобрения и продукцию нефтехимии. Не входя по объему экспортно-импортных операций в число основных партнеров Ливии, АРЕ играла чрезвычайно важную роль «коридора» для доставки в Ливию различного рода грузов, в т.ч. продукции, попадающей под действие международных антиливийских санкций, в частности, запчастей для гражданских самолетов. Отношения со странами Магриба. Продвинутые отношения Ливии в политической сфере со странами Магриба, прежде всего с Тунисом и Марокко, способствуют наращиванию торгово-экономического сотрудничества. Триполи заинтересован во вложении своих капиталов в динамично развивающуюся экономику Туниса. Тунисские и марокканские рабочие обеспечивают функционирование ряда отраслей ливийской экономики. В Ливии находится порядка 60 тыс. марокканцев (из них 10 тыс. по госконтрактам) и 40 тыс. тунисцев (свыше 90% частным образом). Недорогие и достаточно качественные марокканские и тунисские товары пользуются большим спросом на внутреннем ливийском рынке. В 1997 г. по объему товарооборота с Ливией (700 млн.долл.) Тунис обогнал Египет. Марокко по этому показателю существенно уступает Тунису (1997 г. – 166 млн.долл.), но также входит в число основных ливийских партнеров. Что же касается Алжира и Мавритании, то внешняя торговля Ливии с этими государствами (т/о в 1997 г. соответственно 2,5 и 1,5 млн.долл.) не получила должного развития в силу сложных политических отношений и схожей структурой экономики (Алжир) и отдаленности наряду с низким уровнем развития экономики (Мавритания). В условиях действия антиливийских международных санкций Тунис служил для Джамахирии основным «окном» во внешний мир. Остров Джерба, расположенный в 300 км. от ливийской столицы, приобрел стратегическое значение: через его международный аэропорт, по данным протокольного департамента МИД СНЛАД, в Ливию прибывает до 95% всех иностранных делегаций. Тунис заметно выделялся среди арабских стран, неизменно выступая в ООН и в крупнейших региональных организациях за снятие с Ливии международных санкций. В Триполи рассчитывают на тунисскую поддержку и в вопросе содействия подключению Ливии к евро-средиземноморскому диалогу. Стороны, принимая во внимание ситуацию в Алжире, активно взаимодействуют в сфере безопасности, координируя усилия по борьбе с исламским фундаментализмом и незаконным обращением наркотиков. В то же время ливийцы ревниво наблюдают за набирающим силу развитием партнерских отношений Туниса с ЕС, предостерегают своего соседа относительно плана ряда западноевропейских стран создать силы быстрого реагирования с зоной действия, включающей Южное Средиземноморье. В СНЛАД с беспокойством восприняли намерение США способствовать созданию магрибинского общего рынка без участия в нем Ливии. 17 авг. 1998 г. Триполи с однодневным визитом посетил президент З.Бен Али. В период с 19 по 22 окт. 1998 г. М.Каддафи провел краткий реабилитационный период в г.Таузер (первая и единственная зарубежная поездка лидера после получения травмы бедра в июле 1998 г.). Триполи и Тунис практически ежемесячно посещают представители различных министерств и ведомств. Согласно подписанному в начале 1997 г. соглашению, Ливия поставила в тот год Тунису на 250 млн.долл. 100 тыс.т. сжиженного газа, 130 тыс.т. керосина и сырую нефть из расчета 10 гыс.б/д. Тунисская сторона компенсировала это встречными поставками широкого ассортимента продовольственных, потребительских и промтоваров на эквивалентную сумму. Цены определялись из расчета мировых. Данное соглашение весьма выгодно обеим сторонам, т.к. благодаря ему Тунис получил надежный источник снабжения энергоносителями, а Ливия товары, которые пользуются спросом на внутреннем рынке и активно используются в системе ливийских госраспределителей. Стороны запланировали ежегодно увеличивать объем товарооборота на 15%. В этих целях была расширена номенклатура товаров, не облагаемых таможенными пошлинами. Однако резкое падение цен на нефть на мировом рынке и сокращение поступлений нефтедолларов в госказну СНЛАД (бюджеты ливийских министерств были секвестированы в размере до 40%) не позволили увеличить показатели торговли, как это планировалось. Тем не менее объем товарооборота в 1998 г. сторонам удалось удержать на уровне 1997 г.(570 млн.долл.). Важным инструментом связей между СНЛАД и Тунисом в материальной сфере является работа Высшей комиссии по наблюдению за сотрудничеством (МПК по сотрудничеству). Ее XI сессия состоялась в фев. 1998 г. в Тунисе, а ХII – в ливийской столице 17-18 фев. 1999 г. Сопредседателями МПК являются премьер-министры двух стран. В рамках МПК функционируют 11 отраслевых комитетов: по экономике и финансам; промышленности и минресурсам; торговле; энергетике; предпринимателей и инвесторов; по унификации законодательства; сельскому хозяйству; социальным проблемам; рыбным ресурсам; по делам молодежи, народных и профсоюзных организаций; вопросам здравоохранения. Данные комитеты под председательством отраслевых министров проводят свои заседания в зависимости от необходимости несколько раз в год. Основным направлением экономвзаимодействия двух стран является энергетика. Проект объединения энергосистем Ливии и Туниса начинает принимать конкретные очертания. Предполагается, что уже в скором времени под совместным руководством Генеральной электрической компании Ливии и Тунисского общества по электричеству и газу может начаться строительство ЛЭП, 570 км. которой пройдет по территории Туниса, а 30 км. – по территории Ливии. Для подрядных фирм, среди которых основными претендентами считаются немецкая «Сименс» и индийская «КЕС интернешнл», предложено два отдельных контракта: по ЛЭП и по подстанциям. В финансировании проекта примет участие также Арабский фонд экономического и социального развития (центральный офис в Кувейте). В 1999 г. саудовская нефтекомпания «Нимр» приступила к сейсмическим исследованиям на совместном ливийско-тунисском нефтяном месторождении «7 ноября», на континентальном шельфе в заливе Габес. Ранее «Нимр» и малазийская «Петронас» подписали соглашение о добыче нефти (на условиях раздела продукции) с ливийской ННК и Enterprise Tunisienne d’Activites Petrolieres. За последние месяцы стороны несколько продвинулись и в вопросе строительства газопровода Ливия-Тунис (хотя оно еще не начато). С его помощью Тунис получит доступ к ливийскому газу, за который он как и за нефть и нефтепродукты сможет расплачиваться своими товарами, а Ливия через систему тунисских газопроводов выйдет на потребителей в Европе. В ходе визита премьер-министра Туниса в Триполи в авг. 1998 г. было достигнуто соглашение о совместном производстве новых видов удобрений на базе местных компонентов. Стороны изучают возможность создания холдинговой компании. В Триполи планируется открыть отделение тунисско-ливийского банка развития (цeнтpaльный офис в Тyниcе), а его деятельность должна быть существенно изменена и улучшена с целью более эффективного содействия сотрудничеству в экономсфере. Ливия заинтересована в инвестициях в экономику Туниса. Если в 1994 г. ливийский капитал полностью или частично контролировал лишь 10 объектов с объемом капвложений в 5 млн.долл., то в 1998 г. уже 24 объекта с объемом инвестиций в 24 млн.долл. По данным посольства Туниса в Триполи, в Джамахирии находится около 40 тыс. граждан этой страны, которые заняты в основном в сфере услуг и торговле, особенно «челночной». Ею занимаются также и небогатые ливийцы. Растет поток ливийских граждан, посещающих Тунис в качестве туристов. Так, с 1.01.1998 г. по 30.06.1998 г. эту страну посетило более 425 тыс.чел. (рост по сравнению с тем же периодом 1997 г. – 32%). Несмотря на благоприятную ситуацию в экономсвязях между двумя государcтвами, существует и ряд сложностей. Одна из них – проблема ливийского долга (40 млн.долл.),который возник за годы действия воздушного эмбарго. Приобретая билеты у тунисской авиакомпании, ливийские ведомства систематически задерживают платежи. Туниссцы сетуют также на то, что Триполи не предпринимает более энергичных мер по реализации крупных совместных проектов. Отношения с Мальтой. Долгое время практически все связи Триполи с внешним миром осуществлялись двумя путями: автотрассой до Туниса (750 км.) или паромом до Мальты (12 часов в пути) и далее самолетами. В зависимости от времени года от 500 до 1000 ливийцев ежедневно выбирают второй путь и, таким образом, Мальта играет роль основной перевалочной базы для ливийских бизнесменов, студентов и туристов. Даже с открытием в конце июля 1998 г. паромной линии Триполи-Катания (Италия) ключевое значение Мальты в обеспечении связи ливийцев с внешним миром практически не изменилось. В основе же внешнеэкономических отношений обеих стран лежит не столько преимущество географического соседства, сколько определенная взаимодополняемость экономик Ливии и Мальты. Мальта заинтересована в сохранении особых отношений с Ливией, т.к. она получает по преференциальным ценам нефть и продукты ее переработки для собственного потребления и для реэкспорта, а также солидную инвестиционную подпитку ежегодно в размере 10 млн.долл. через ливийскую инвестиционную компанию «Лафико». Общая сумма ливийских инвестиций на Мальте оценивается в 2 млрд.долл. Ливийцы также заинтересованы в развитии партнерства с Мальтой не только с учетом упомянутой специфики этой страны в условиях санкционного режима ООН, но и с точки зрения использования особенностей мальтийского законодательства, создающих льготные условия для осуществления финансовых операций через офшорные фирмы и банки. Мальтийско-ливийские отношения имеют солидную правовую базу. Заключено свыше 100 соглашений и протоколов в области поставок нефти и нефтепродуктов, совместных инвестиций, транспорта, связи, промышленности, торговли, науки и культуры. В течение последних лет подписаны соглашения о развитии туризма, о сотрудничестве в банковской сфере, о взаимодействии между правоохранительными органами двух стран в борьбе с наркобизнесом и контрабандой. Активно работает мальтийско-ливийская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которая отслеживает и в необходимых случаях корректирует ход выполнения двусторонних договоренностей и контрактов. Действует также Ливийско-мальтийская торговая палата. На острове функционирует внушительная сеть как смешанных, так и чисто ливийских компаний. Их присутствие особенно заметно в частном гостинично-рекреационном бизнесе. Ливийский капитал, которому принадлежит один из лучших 5-звездочных отелей Мальты «Джерма Палас», контролирует мальтийскую гостиничную группу «Коринтия» и через нее скупает гостиницы в других странах (в 1998 г., например, в Праге куплены гостиницы «Форум» и «Панорама»). «Коринтия» владеет 21 гостиницей на Мальте, в Тунисе, Венгрии, Чехии, строит пятизвездочную гостиницу в центре Триполи (сметная стоимость 9 млн.долл.). Ливийскими инвестициями на Мальте управляет компания «Лафико», а уже построенными СП «Ливийско-арабско-мальтийская холдинговая компания» («Ламхко»). Последняя существует и успешно развивается уже 22 года, в ее ведении находятся ливийско-мальтийские фирмы, а в ряде случаев и фирмы с участием английского и итальянского капиталов. Основные члены холдинга: «Меделек свичгеар» – производство металлоизделий (с 1977 г.); МПЭ – производство электроэнергии (с 1977 г. с участием английского капитала); «Ротов Зария» – производство насосов (с 1978 г. с итальянским капиталом); «Медавия» (с 1978 г.); МТТС – торговля (с 1978 г.); «Лимидко» – инвестиционная (с 1978 г.); ППС – производство пластмассовых труб и шлангов (с 1997 г.); «Милано Дуэ» – гостиницы (с 1988 г.); «Вивальди» – гостиницы (с 1997 г.); «Молта Шипбилдинг» – судостроение (с 1976 г.). По сообщению самих ливийцев, объем их инвестиций в эти компании составляет более 50 млн.долл., а ежегодный оборот – более 80 млн.долл. На этих предприятиях занято более 2 тыс. мальтийцев. Через мальтийские офшорные банки и фирмы в год оборачивается около 170 млрд.долл. и есть все основания предполагать, что значительная часть этих денег принадлежит ливийскому правительству и ливийским частным лицам. В свою очередь мальтийские бизнесмены (25 фирм), объединившись и зарегистрировав в Ливии компанию «Лимсук» (50% мальтийского и 50% ливийского капитала), открыли сеть супермаркетов в Ливии, куда поставляют в основном мальтийские товары. Каддафи продолжает напоминать островитянам о своем присутствии в разной форме. Например, в начале 1999 г. он подарил мальтийцам 10 тыс. саженцев пальмы. Саженцы пальмы довольно большие, и все муниципальные службы Мальты были заняты какое-то время посадкой этих саженцев. Достигнуто соглашение о возобновлении ремонта ливийских судов на «Молта Драйдокс». Эти работы были приостановлены, когда в фев. 1995 г. во время ремонта здесь взорвался (из-за небрежности электросварщиков) ливийский сухогруз «Ум эль-Фаруд» (при этом погибло 9 мальтийцев). Мальта импортирует из Ливии: моторное топливо, авиационный керосин, сжиженный газ (эти товарные позиции занимают более 90% мальтийского импорта из Ливии); рыбу свежую и свежемороженую; пластмассы, а также отдельные виды эл.проводов и кабелей. Мальтийский экспорт в Ливию состоит из: машин, оборудования и комплектующих к ним; одежды и обуви, трикотажных изделий; медикаментов и хирургических инструментов; мебели; синтетической пряжи; тормозной жидкости, отдельных видов машинных масел; печатной продукции. Примечательно, что торгово-экономическое проникновение сопровождается и активной культурно-идеологической экспансией Ливии на Мальте. Так, например, в этой исконно католической стране, где практически нет своего мусульманского населения», ливийское правительство здесь купило большой участок земли и построило на нем великолепную мечеть и медресе. Успешно функционируют в Валлетте Ливийский культурный центр и курсы арабского языка. Ислам исповедуют всего лишь 50 граждан Мальты, к которым после прохождения процедуры натурализации могут добавиться еще около 350 чел. Мусульманская община в стране в целом насчитывает порядка 2500 членов – в основном бизнесмены, специалисты и студенты из арабских стран. Закон о бойкоте Израиля. Был принят в Ливии еще в 1957 г. и по-прежнему продолжает действовать на территории страны. В соответствии с данным Законом, любым физическим и юридическим лицам запрещается сотрудничать в какой бы то ни было форме как с израильскими юридическими и физическими лицами, так и с юридическими и физическими лицами третьих стран, имеющими непосредственные связи с Израилем. Действие данного закона распространяется также и на суда, хотя бы однажды заходившие в Израиль. В Ливии запрещаются какие-либо операции, обмен и торговля всеми видами товаров и ценными бумагами, имеющими отношение к Израилю. Причем под понятием «израильские товары» подразумеваются товары и продукция производства, загрузка которых осуществлялась в Израиле, а также которые были произведены вне пределов Израиля с целью их использования на пользу этого государства. Импортеры обязаны представлять документы о товаре, в котором должны содержаться следующие данные: название страны, в которой произведены данные товары; информация о том, что в процессе производства данных товаров не использовались никакие израильские материалы в каком бы то ни было количестве и качестве и что средства доставки этих товаров никогда не заходили в Израиль. Запрещен экспорт товаров в те государства, которые, по имеющейся в компетентных органах информации, реэкспортируют товары в Израиль. Также запрещается организация выставок товаров, произведенных в Израиле или сотрудничающих с ним компаниях, использование их в благотворительных целях. Лица нарушившие данный Закон, могут быть приговорены к тюремному заключению на срок от трех до десяти лет. В дополнение к тюремному заключению допускается взимание штрафа. Если в Законе 1957 г. говорится, что эта сумма не должна превышать 5 тыс.дин., то на сегодняшний момент с учетом инфляции, дополнений к данному закону и не публиковавшихся в печати инструктивных указаний штраф может достигать суммы в несколько сотен тысяч долларов (и даже более). От наказаний, в соответствии с данным Законом, освобождается тот, кто в случае, если нарушителей Закона было несколько, первым сообщил властям о нарушении этого Закона, но при условии, что эта информация действительно привела к раскрытию преступления. В соответствии с Законом одна из ежедневных газет за счет ответчика публикует краткое изложение приговора за нарушение данного Закона. Также краткое изложение приговора вывешивается сроком на три месяца на витрину торгового центра, магазина или фабрики, владельцы или директора которых нарушили Закон. В административном порядке выплачивается денежное вознаграждение каждому, кто задержал или помог задержать какой-либо груз, подпадающий под данный Закон. Вознаграждение составляет 20% от стоимости подлежащих конфискации грузов. В том случае, если на вознаграждение претендуют несколько лиц, оно распределяется между ними в соответствии с вкладом каждого. Надзор за исполнением данного Закона в Ливии осуществляет специальное Бюро по бойкоту Израиля, которое является связующим звеном между ливийскими властями и ЛАГ в вопросах, связанных с данной проблемой. Это бюро дает компетентным органам рекомендации и предложения, касающиеся бойкота, а также осуществляет координацию действий, связанных с осуществлением бойкота Израиля. Данный закон вступил в силу 3 марта 1957 г. Подобные законы были приняты и в других государствах-членах ЛАГ, однако в настоящее время они либо аннулированы, либо не выполняются в связи с тем, что ряд государств-членов ЛАГ имеет дипломатические отношения с Израилем. Однако в Ливии он действует в полном объеме, и об этом не должны забывать компании, осуществляющие сделки со СНЛАД. К примеру, в янв. 1998 г. в ливийском порту Мисурата было арестовано и оштрафовано на сумму 100 тыс.долл. зарегистрированное под мальтийским флагом судно «Маршал Жуков» (капитан судна – гражданин России В.О.Папков, экипаж также полностью российский, владелец судна – мальтийская компания Sеvеn Winds Shipping, которая на 100% принадлежит новороссийскому морскому пароходству ОАО «Новошип», являющемуся также и оператором судна). Причиной ареста и принятия последующих санкций послужило то, что при проверке таможенными властями судовых документов было обнаружено, что ранее оно неоднократно заходило в Израиль. Причем первоначальная сумма штрафа составила 2,2 млн.долл., и лишь благодаря усилиям российской стороны эта сумма была снижена до 100 тыс.долл. В Ливию запрещен въезд лиц, имеющих израильские паспорта, либо когда-либо посещавших Израиль, либо имеющих действующую или же просроченную визу на въезд в Израиль. 11. Связи с Россией. Дипотношения между нашими странами установлены 4 сент. 1955 г. В конце дек. 1991 г. Ливия официально заявила о признании России. Тесные связи стали налаживаться после прихода к власти в 1969 г. М.Каддафи, который трижды (1976, 1981 и 1985 гг.) посещал Москву с официальными визитами. В последние годы сотрудничество переживало объективные трудности в силу ряда обстоятельств (введение СБ ООН в 1992-93 гг. санкций в отношении СНЛАД, нерешенность проблемы задолженности и др.). 12-15 окт. 1999 г. состоялся визит в Ливию российской правительственной делегации во главе с зампредом правительства И.И.Клебановым, который был принят М.Каддафи, а также провел переговоры по всему комплексу российско-ливийских связей.Торгово-экономическое сотрудничество с Ливией в 70-80 гг. носило в целом ограниченный характер (общий объем – 1 млрд.долл.). В его рамках в СНЛАД были сооружены такие объекты как Центр атомных исследований «Таджура», две ЛЭП (190 и 467 км.), газопровод протяженностью 570 км. Пробурено 130 нефтяных эксплуатационных скважин, проведены почвенные, геоботанические и экологические исследования на 3,5 млн. га, разработаны схемы развития газпрома, ЛЭП высокого напряжения и машиностроения, подготовлено ТЭО для второй очереди меткомплекса в г. Мисурата (1,6 млн.т. в год с возможностью расширения до 5 млн.т.). В последние годы наше двустороннее сотрудничество в торгово-экономической сфере по ряду объективных причин было практически свернуто (ежегодный товарооборот в 1994-97 гг. составлял менее 1 млн.долл., а доля РФ в общем объеме внешней торговли СНЛАД не превышала сотых долей процента).Основными статьями нашего экспорта (без учета спецпоставок в рамках ВТС) традиционно являлись машины и оборудование, запчасти к ранее поставленной технике, оказание услуг (капремонт и подготовка ливийских кадров) по линии «Авиаэкспорта», «Автоэкспорта» и других организаций. В настоящее время наш экспорт представлен незначительными объемами пиломатериалов, бытовой электротехники и др. До 1991 г. в счет урегулирования финансовых обязательств в области ВТС осуществлялся импорт нефти из Ливии, значительная часть которой без завоза в СССР перепродавалась в третьи страны. В последние годы ливийский экспорт в нашу страну практически отсутствовал. 20-23 окт. 1997 г. в Москве и 7-8 окт. 1998 г. в Триполи под председательством министра МЧС России С.К.Шойгу и министра энергетики Ливии А.С.Бадри прошли первые две сессии Межправительственной Российско-Ливийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По их итогам подписаны межправительственное и межведомственное соглашения о сотрудничестве в области топлива и энергетики, достигнуты принципиальные договоренности об участии российских организаций в осуществлении в Ливии крупных проектов в области энергетики, связи, транспорта, сельского хозяйства, добычи нефти и газа, строительства газопроводов и объектов инфраструктуры. Эти договоренности получили дальнейшее развитие в ходе третьего заседания МПК в Москве 25-28 окт. 1999 г. Заключены контракты на реконструкцию систем обеспечения построенного при нашем содействии ЦАИ «Таджура» и строительство газопровода Хомс-Триполи в 117 км. На завершающей стадии находятся переговоры по заключению контракта на расширение ТЭС «Триполи-Запад» с установкой двух энергоблоков по 325 мвт. ГУП «Технопромэкспорт» вышло в финал тендерного конкурса на строительство ЛЭП 400 квт. «Хомс – Великая искусственная река» протяженностью 430 км. Продолжаются переговоры по вопросам создания многофункционального спутника гражданского назначения (проект «Либсат»), проектирования и строительства АЭС «Султан» (на 400 мвт. в районе Сирта), создания в Ливии железнодорожной сети, сотрудничества в области гражданской авиации, гуманитарного разминирования, геологоразведочных работ на нефть и поставок Ливии нефтяного и энергооборудования, создания объектов в области нетрадиционных источников электроэнергии и др. Начало формированию современной договорно-правовой базы российско-ливийских торгово-экономических связей было положено в ходе визита в Москву в июле 1995 г. министра энергетики СНЛАД А.С.Бадри, когда были подписаны Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве и Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и СНЛАД. В стадии согласования находятся проекты соглашений «О поощрении и взаимной защите капиталовложений», «Об избежании двойного налогообложения», «О сотрудничестве в области культуры, науки и образования», «О сотрудничестве между ЦБ России и ЦБ Ливии для обслуживания расчетов между РФ и СНЛАД». Изучаются проект создания совместной холдинговой компании (не существует ни одной российско-ливийской смешанной компании), а также идея совместного банка и привлечения ливийских инвестиций в экономику России (сейчас отсутствуют). Ливийцы официально признали правопреемство России по задолженности СНЛАД перед бывшим СССР (согласно Межправительственному протоколу от 18 июня 1990 г. ее общий объем составляет 3,8 млрд.долл.). В марте 1996 г. в ходе визита в Триполи зампреда правительства РФ О.Д.Давыдова был подписан протокол о взаимопонимании в отношении урегулирования взаимных обязательств, в т.ч. частичного погашения просроченной задолженности (на сумму 200 млн.долл.). Эти договоренности до сих пор остаются невыполненными. Первый раунд переговоров по урегулированию долговой проблемы состоялся 2-8 окт. 1998 г. в Триполи. Вопрос о месте и времени проведения следующего раунда находится в процессе согласования. В марте 1972 г. между правительствами СССР и СНЛАД было подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. В1974 г. заключено соглашение о создании совместной межправительственной комиссии по вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и торговли. Торговые отношения регулировались соглашением от 20 мая 1974 г. Между СССР и Ливией были подписаны также соглашения о воздушном сообщении (26 окт. 1974 г.), морском судоходстве (9 дек. 1976 г.) и культурном сотрудничестве. Между нашими странами поддерживается регулярный политический диалог по актуальным международным проблемам, прежде всего санкционной. Ливийцы высоко оценивали поддержку со стороны РФ в вопросах смягчения санкций. В 1998 г. продолжилась практика обмена посланиями на высшем уровне, а также между мининдел двух стран. Межпарламентские связи также сохранили характерную для 1997 г. динамику. В марте в Джамахирии побывала делегация госдумы ФС РФ во главе с вице-спикером М.С.Гуцериевым (в состав входил также лидер ЛДПР В.В.Жириновский). В июле Триполи посетил зам.руководителя фракции КПРФ в российском парламенте В.А.Купцов, в декабре того же года состоялся визит в Ливию руководителя КПРФ Г.А.Зюганова, в сентябре в Москве побывал секретарь по иностранным делам парламента СНЛАД А.Шалькам и принял участие в работе 100-й Международной парламентской ассамблеи. Товарооборот характеризуется (млн.долл.):

 

1990 г.

1994 г.

1997 г

1998 г.

Товарооборот

615,9

0,6

0,24

2,6

Экспорт

423,4

0,5

0,24

2,6

Импорт

92,5

0,1

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Разделы