Введение в теплоэнергетику Дальнего Востока
Страница 3
Шел 1911 год, знаменательный для Владивостока год строительства первой центральной городской электрической станции.
3 января 1911 г. в городское управление поступили предложения А. К. Громадзского и Х.А. Циммермана на постройку и эксплуатацию трамвая.
Городская дума рассмотрела эти предложения и 28 марта 1911 г. за №63/1815 одобрила контракт с А. К. Громадзским и Х.А. Циммерманом на постройку и эксплуатацию электрического трамвая и уполномочила городского голову на подписание договора.
Город договором 27 мая 1911г. передал концессионерам строительство трамвая, которое было закончено в конце 1912 г. протяженностью 5,5 км с 10 вагон-моторами. Город имел право через 5 лет после начала платного движения выкупить у концессионеров трамвай (предприятие) за сумму 150000 руб.
Капитал предприятия составлял 540000 руб; в том числе концессионеров - 300000 руб., города - 240000 руб.
При проверке техническо-строительной комиссией строительства здания электростанции выявилось, что часть стен была сделана в три кирпича, а часть в два. Комиссия решила, что все стены нужно сделать в два с половиной кирпича. Началась переделка стен.
Подрядчиками строительства здания электростанции были Залевский и Шарбатов.
Первоначально было решено построить кирпичную трубу, но потом решили построить кирпично-железную.
В ноябре 1911г. началась установка трубы для станции из 30 клепаных железных колец. Для этого были установлены специальные мачты с укрепленными на них блоками. Когда стали поднимать трубу, лопнули тали, и труба упала.
При вторичном подъеме оказалась новая неполадка: ось трубы отстояла от отверстия фундамента на сажень вследствие неправильно установленных мачт.
В конце года были проведены испытания котлов в присутствии комиссии техническо-строительного отдела управы, котлы выдержали давление 18 атмосфер.
Для руководства строительством и эксплуатацией электрической станцией и электросетью городской управой на должность заведующего электростанцией был назначен И.К. Берденников.
В январе при пробе станции испортились трубы конденсаторов, пришлось их заменить новыми.
В январе-феврале 1912г. проводились испытания и опробования оборудования электрической станции и электрической сети, которые были закончены к 18 февраля. Станция была пущена в постоянную эксплуатацию с гарантийным сроком один год, о чем городское управление официально известило «Всеобщую компанию электричества» письмом от 18 февраля 1912 г. за № 219.
Стоимость электрической станции и сети определилась в 564000 руб. Средства эти составляли заемы: у Русско-Сибирского торгового банка -140700 руб.; у «Всеобщей компании электричества» - 343364,35 руб.; из городских текущих средств - 80000 руб.
Для руководства всеми электрическими сооружениями города был приглашен на должность заведующего отделом электрических сооружений инженер Дмитрий Николаевич Хлобыщин, с которым и был заключен контракт на 3 года.
Из-за задержки строительства центральной городской электрической станции к концу 1911 г. во Владивостоке работали четыре частные небольшие электрические станции: две общей мощностью в 125 кВт принадлежали торговому дому «Кунст и Альберс» и одна в 40 кВт - фирме «Чурин и К°», а также две небольшие электростанции Чирвинского и Радомышельского.
27 декабря 1911г. вступила в строй электростанция военного порта с тремя паровыми машинами по 200 кВт каждая.
С вводом в эксплуатацию Владивостокской электрической станции были ликвидированы частные электростанции Чирвинского и Радомышельского.
Становление Владивостокской электростанции
1912-1924 годы [1]
В первый же год эксплуатации станции выяснилось, насколько велик во Владивостоке спрос на электрическую энергию. К концу года станция была так загружена, что котлы и машины работали без резерва и часто при значительной перегрузке.
На станции мощностью 1350 кВт работали два водотрубных паровых котла системы «Бобкок и Вилькокс»: поверхность нагрева 301 м2, паропроизводительность 4500 кг/час, давление 12,5 атм. и температура перегрева 350°С. Были установлены также два турбогенератора трехфазного тока, активного действия в камерах высокого и низкого давления, каждый с двумя рабочими колесами (система «Всеобщей компании электричества – Куртис»). Мощность одного турбогенератора 675 кВт при COS φ=0,9 и 750 кВ-А при 50 периодах в секунду, 3000 об/мин и напряжением 2200 В.