Алжирская Народная Демократическая Республика
Страница 14
Основные отрасли обрабатывающей промышленности: пищевкусовая (ок. 1/2 всей продукции), металлообрабатывающая, текстильная и швейная, нефтеперерабатывающая, химическая и кожевенно-обувная, цементная (преобладают мелкие и отчасти средние предприятия). Винокуренные и консервные заводы, табачные фабрики, предприятия по переработке зерна и производству оливкового масла размещены почти во всех городах Северного Алжира. Текстильная промышленность, включая кустарное производство ковров, размещена в гг. Алжир, Оран, Аннаба, Тлемсен. Металлообрабатывающая промышленность представлена небольшими механическими и ремонтными мастерскими, вагоностроительными и трубопрокатными заводами и т. д. Её главный центр — г. Алжир (сборочные заводы легковых и грузовых машин); в г. Эль-Харраш — тракторосборочные заводы. В г. Аннаба при содействии СССР и других стран сооружен металлургический завод (в 1968 введена в строй 1-я очередь завода мощностью 400 тыс. т стали в год). Развивается химическая промышленность: заводы по производству суперфосфата, серной кислоты, медного купороса, целлюлозы и др.—в гг. Алжир, Оран и Аннаба. Построен (1969) крупный з-д азотных удобрений и аммиака в г. Арзев. Цементные заводы (общей мощностью около 1 млн. т ежегодно) находятся в гг. Алжир и Оран. Алжир получал разнообразную экономическую и научно-техническую помощь СССР, предоставившего крупные кредиты и поставляющего новейшее оборудование для сооружаемых предприятий; организован и действует институт нефти и газа в г, Бумердес (близ столицы), переданный вместе с техникумом в дар народу Алжира.
Транспорт. Важную роль играют железные .дороги, общая протяжённость которых 4,2 тыс. км, в т. ч. с норм. колеёй 2,6 тыс. км; Основная ж.-д. магистраль между г. Уджда (Марокко) и г. Гардимау (Зап. Тунис) через гг. Оран, Алжир и Константина связывает наиболее важные экономические центры Сев. Алжира. От гл. магистрали отходят линии на С., к морским портам, и на Ю., к горнопромышленным разработкам и оазисам Сев. Сахары. Общий грузооборот 960-980 млн. т-км.
Протяжённость сети автодорог — 50,2 тыс. км. Вдоль побережья проходит главная автомагистраль, от которой ответвляются шоссейные дороги в северном и южном направлениях. После 1962 г. построены автодороги Адрар — Бешар (720 км), Бешар — Тиндуф (900 км), Ин-Аменас — Гадамес.
Развит трубопроводный транспорт (общая длина нефтепроводов — около 3 тыс. км, газопроводов — более 1000 км). Действуют крупные нефтепроводы: Ин-Аме-нас—Сехира(Тунис), Хасси-Месауд — Беджаия, Хасси-Месауд — Арзев, Бени-Мансур — г. Алжир и газопроводы Хасси-Рмель — Арзев, Месдар — Скикда (700 км) и газопровод Хасси-Рмель — Скикда.
Морской транспорт обеспечивает почти все внешнеторговые перевозки. По размерам грузооборота выделяются порты (тыс. т): Беджаия — 15,3, Арзев — 9,1, Алжир — 4,4, Аннаба — 19,2, Оран — 1,8.
Быстро развивается воздушный транспорт. В стране 65 аэродромов, из них 31 гражданский. Аэропорты международного значения расположены близ гг. Алжир (Дар-эль-Бейда), Аннаба иОран (Ла-Сения).
Внешние экономические связи. До 1962 г. общий объем внешнеторгового оборота составлял свыше половины валового национального продукта Алжира. После установления политической самостоятельности Алжир идёт по пути преодоления односторонней зависимости от внешних рынков и капиталов, укрепляя государственную монополию во внешних связях. В 1967 г. государство контролировало 90 % экспорта и 75 % импорта. На долю Франции, Англии, ФРГ, Италии, Марокко и Туниса до 1962 г.приходилось 90 % всего алжирского внешнеторгового оборота, в т. ч. 80 % — на Францию. В 60-х гг. эта доля снижается в результате усиления торговых связей с социалистическими и развивающимися странами. В 1965 г. доля Франции в алжирском импорте составляла 70 %, а в экспорте 76 %. Главными экспортными товарами в перечисленные выше страны являются: нефть (ок. 2/3 всей стоимости алж. экспорта), вино (15 %), фрукты и овощи (12 %), железная руда (3 % ), табак, бумага. Алжир импортирует промышленное оборудование, продукты питания (особенно зерно, молоко, мясо), а также продукцию легкой промышленности (синтетические ткани, текстильные изделия) и металлы (ввоз последних поставлен с 1967 г. под строгий контроль).