Роль Бразилии в мировой экономике
Страница 9
Характерной чертой бразильского хозяйства является огромный неформальный сектор, который быстро рос с конца 70-х годов. По оценкам к началу 90-х годов в нем было занято свыше 1/3 трудоспособного населения. Рост неформального и теневого секторов связан с огромным относительным перенаселением и превращением отдельных предприятий его в субподрядчиков крупных промышленных компаний.
Глава 4. Внешнеэкономические связи Бразилии.
Одной из характерных черт бразильской экономики является быстрое развитие ее мирохозяйственных связей. Ведущую роль среди них играет внешняя торговля.
4.1. Позиции в мировой торговле.
Международная торговля имеет огромное значение и является очень мощным источником развития стран. Внешнеторговая статистика показывает, что в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, все в страны все сильнее втягиваются в систему международного разделения труда. Эта тенденция присуща и Бразилии. Одной из характерных черт бразильской экономики в последние годы является быстрое развитие ее мирохозяйственных связей. Ведущую роль, среди которых играет внешняя торговля. Если во второй половине 80-х годов среднегодовые темпы прироста экспорта составляли 3% в связи со снижением цен на сырьевые товары, то в 90-е годы они повысились до 7,1% в год. Существенные сдвиги, произошедшие во внешней торговли, как считает Романова, были связаны с изменением модели развития экономики Бразилии. Динамика и структура бразильской внешней торговли в 90-е годы в значительной степени определялась политикой правительства, направленной на либерализацию внешнеэкономической деятельности (включая отмену импортных лицензий и снижение средней ставки таможенной пошлины более чем в три раза) и ускорение интеграционных процессов рамках МЕРКОСУР. В. К. Ломакин добавляет, что под воздействием процессов индустриализации и структурных изменений в хозяйстве произошли существенные сдвиги в структуре торговли. В течение полстолетия Бразилия преодолела монокультурность экспорта. И в 90-е годы свыше 75% продаж составляли промышленные изделия. За 1991 – 1997 года объем внешней торговли Бразилии увеличился более чем в два раза и составил 111,5 млрд. долларов. Рост торговли в эти годы обеспечивался главным образом за счет динамичного развития импорта, объем которого возрос почти в три раза; экспорт увеличился на 63%. Недостаточно высокие темпы роста экспорта были связаны с относительным снижением конкурентоспособности бразильских товаров в условиях завышенного курса реала и высокой стоимости инфраструктурных услуг. На динамики экспорта негативно сказалось и вызванное реформой увеличение потребления в самой Бразилии, а так же незавершенность процессов модернизации базовых отраслей промышленности. В 1997 году наметились некоторые положительные сдвиги: Экспорт товаров увеличился на 8% по сравнению с 2,5% в 1996 году наибольший прирост отмечался в экспорте в страны МЕРКОСУР (около 25% за год). Наряду с впечатляющим ростом объемов продаж сельскохозяйственных товаров: сои и соепродуктов, апельсинового сока, кофе, битой птицы – в среднем на 50% - улучшилось ситуация с поставками на внешний рынок продукции обрабатывающей промышленности, дающей свыше половины экспортных поступлений страны. Объем экспорта данной группы товаров увеличился в среднем на 10%, а по статье «автомобили» - более чем на 100%. Существенную роль в этом сыграли меры по стимулированию экспорта и повышению конкурентоспособности экспортных отраслей, включая: освобождение экспортеров промышленных товаров от уплаты 25%-ного налога на добавленную стоимость, введение системы гарантии экспортных кредитов и открытие кредитной линии в 1 млрд. долларов для производителей продукции
обрабатывающих промышленности (в том числе обуви, одежды, запчастей для автомобилей, электробытовой техники). Основными покупателями продукции обрабатывающей промышленности Бразилии в 96 – 97 годах выступали страны – члены МЕРКОСУР, на которые приходилось до 30% объема экспорта данной группы товаров, а так же США – 20% и государства ЕС -16%. В 1997 году импорт вырос на 11%. В целом за период 1995 -1997 годов на долю Бразилии приходилось 0,8% мирового экспорта. Как уже упоминалось ранее, 1998 год, согласно Otaviano Canuto, связан с некоторыми негативными тенденциями в Бразильской экономике. Азиатский финансовый кризис в 1997 году, сопровождаемый мораторием России в середине 1998 года, привел к сокращению притока иностранного капитала в развивающиеся страны, в том числе Бразилию, что в свою очередь привело страну, особо нуждающуюся в инвестициях, в 1998 году к валютно-финансовому кризису. Более того, влияние международных финансовых кризисов серьезно отразилось на положении во внешней торговле Бразилии в виде падения спроса на бразильские товары, снижения цен на мировом рынке на основные товары бразильского экспорта. Объем экспорта снизился с 53 млрд. дол. США в 1997 г. до 51 – в 1998, объем импорта за соответствующий период упал с 61,4 млрд. дол. до 57, 6 млрд. дол. Структура внешней торговли в 1998 году была следующей: экспорт: продукты с/х. (отруби сои, бобы сои, кофейные зерна, листовой табак, цыпленок, неочищенный сахар, говядина, и т.д.) - 25,4%, готовые изделия (автомобили, апельсиновый сок, насосы и компрессоры, шины, быстрорастворимый кофе, бумага, двигатели и генераторы, очищенный сахар, сигареты, мебель, химические изделия, железо и сталь, текстиль, и обувь, и т.д.) - 57,5%, полуфабрикаты (целлюлоза, железные и стальные изделия, алюминий, сахар кристаллический, неочищенная нефть, кожа и мех, чугун, железный сплав, золото, алюминиевый сплав)- 15,9%. В свою очередь, самую большую группу импорта составляют сырье - 26.7 миллиардов долларов США, то есть 46.4% импорта. Сдвиги в структуре экспорта в 1998 году характеризовались следующей тенденцией: увеличение поставок готовых изделий на 6,6% при значительном снижении продаж сельскохозяйственного и промышленного сырья на 12%. Падение экспорта сельскохозяйственной продукции, в частности кофе и сои, а так же поставок металлических полуфабрикатов было связано, главным образом с неблагоприятной международной конъюнктурой на рынках данных товаров. Экспорт в отдельные азиатские страны по результатом трех кварталов 1998 года снизился на 38%. В 1999 году товарооборот Бразилии составил 97,2 млрд. долл. (экспорт – 48 млрд., импорт – 49,2 млрд.) при отрицательном сальдо в 1,2 млрд. долл. По сравнению с 1998 годом экспорт сократился на 6,1%, а импорт на 14,8%. Под влиянием международных финансовых кризисов, а также в надежде на рост экспорта и сокращение импорта, правительство вынуждено было пойти в янв. 1999 года на девальвацию реала на 8,26% и введение его свободного рыночного курса. Однако высокая базовая процентная ставка ЦБ (45%) и медленная стабилизация курса доллара привели к резкому сокращению объема внешнеторговых операций. В результате, за первые 2 мес. года показатели стоимости экспорта и импорта были самыми низкими за последние 6 лет. Положение несколько улучшилось во II половине, когда стабилизировались макроэкономические показатели, улучшилось экономическое положение основных бразильских рынков в Азии, Вост. Европе и Лат. Америке. В то же время, со II пол. 1999 года начался рост цен на отдельные товары, а к концу года кредитные линии зарубежных кредиторов достигли докризисного уровня. Такое сочетание факторов привело к тому, что, начиная с авг. 1999 года наблюдался рост бразильского экспорта, активизировались переговорные процессы по получению новых заказов. При анализе бразильского экспорта в 1999 году необходимо отметить, что его количественный объем увеличился на 7,7%, а цены снизились на 11,5% по сравнению с 1998 годом. Таким образом, за счет снижения цен на основные товары бразильского экспорта (42%) страна потеряла 4,8 млрд. долл. (10% всего бразильского экспорта). В группе сырье и продовольствие наибольшее снижение объема экспорта по сравнению с 1998 годом наблюдалось в торговле соей в зернах – -585 млн. долл. (-26,8%), соевым шротом – -246 млн. долл. (-14,06%), железной рудой – -507 млн. долл. (-15,59%). В то же время значительно возросли поставки на экспорт говядины – +167 млн. долл. (+60,29%) и куриного мяса – +136 млн. долл. (+18,40%). В группе промтоваров возрос экспорт сахара-сырца – +566 млн. долл. (+51,64%), самолетов – +613 млн. долл. (+52,89%), целлюлозы – +194 млн. долл. (+18,49%), приемно-передающих устройств – +151 млн. долл. (+24,79%), древесины – +146 млн. долл. (+73,37%). Однако снизился экспорт легковых автомобилей – -480 млн. долл. (-29,65%), грузовых автомобилей – -392 млн. долл. (-38,51%), проката – 203 млн. долл. (-20,32%), автозапчастей – -200 млн. долл. (-14%), соевого масла – -160 млн. долл. (-22,1%). Но если в 1999 году еще прослеживались некоторые негативные последствия кризиса, то уже в 2000 году сочетание новой валютной политики с экспансией промышленного производства сделало возможным новый прорыв в бразильском экспорте. В этом году бразильское правительство приняло ряд мер, направленных на стимулирование экспорта, снижение объема и стоимости импорта, активизацию работы предприятий по выходу на внешние рынки и внедрение современных методов маркетинговой работы. Согласно предварительным данным, опубликованным Государственным комитетом внешней торговли, в 2000 году товарообмен Бразилии с другими странами составил 110,9 миллиарда дол. США. Эта цифра означает рост примерно на 13,9% по сравнению с результатами 1999 года и уступает лишь данным за 1997 год, когда торговые операции принесли стране 112,7 миллиарда. При анализе торговых потоков необходимо отметить увеличение экспорта в общей массе товарообмена до 49,7% в 2000 году. Это отражает неуклонное улучшение торгового баланса, который в 2000 году был сведён с наименьшим дефицитом за последние 6 лет. Последние изменения в сфере экспорта характеризуются и качественным ростом вследствие расширения и обогащения его структуры. В 2000 году экспорт увеличился на 15% по сравнению с 1999 годом. Относительное расширение бразильского экспорта почти на 5% обгоняет рост общемирового экспорта, который за последний год составил почти 10%. Изменения в сфере экспорта произошли благодаря улучшению внешней конъюнктуры (особенно в том, что касается увеличения спроса со стороны некоторых развитых стран, имеющих большое значение для бразильского экспорта, таких как Соединённые Штаты и другие члены Организации по торговле и экономическому развитию), а также вследствие снижения обменного курса в январе 1999 года. Отрицательно на продаже бразильских товаров за рубеж сказался низкий уровень мировых цен на сырьевые товары, особенно на сельскохозяйственное сырьё, которые составляют около 45% бразильского экспорта. К этому следует добавить невыгодное соотношение между евро и американским долларом, что негативно повлияло на конкурентоспособность бразильских товаров на европейском рынке, на который приходится около 27% национального экспорта. Анализ структуры экспорта в зависимости от глубины обработки показывает, что в 2000 г. доминировали промышленные товары, на которые пришлось 74,5% процента всех поставок, причём доля готовых изделий составила 59,1%. В структуре продаж готовых изделий лидируют самолёты, основная статья экспорта - 3,1 млрд. дол. США, затем пассажирский автотранспорт 1,8 млрд.; приёмная и передающая аппаратура - 1,6; обувь - 1,6; запасные части для автомобилей - 1,2; моторы для транспортных средств 1,1 и апельсиновый сок 1,0. Среди базовых продуктов лидируют 4 товара этой группы, составляющие примерно 70% поставок, а именно: железная руда - 3,1 млрд.; соевые бобы - 2,2; соевый шрот - 1,7 и кофе в зёрнах - 1,6 млрд. Следует отметить, что объём поставок кофе, снизился на 24% по сравнению с данными за 1999 год. Аналогичным образом объём продаж сахара за рубеж уменьшился на 46,3%, что негативно отразилось на доходах в этом секторе, которые не превысили US$ 1,2 миллиарда. Трудности, переживаемые сахарной промышленностью, могут объясняться погодными явлениями, в то время как в производстве кофе, помимо неблагоприятных погодных условий, отмеченных в стране, следует принять во внимание и высокую степень затоваренности мирового рынка этим продуктом. Среди основных рынков сбыта следует отметить Европейский союз, который остаётся в качестве основного рынка бразильского экспорта (26,8%). За ним следуют США. (24,3%) и «МЕРКОСУР» (14,0%). Среди отдельных стран в рейтинге импортёров бразильских товаров лидируют США (исключая Пуэрто-Рико). Далее идут Аргентина (11,3%), Нидерланды (5,1%), Германия (4,6%) и Япония (4,5%). Вместе пять стран, возглавляющих этот перечень, закупают 49,4% бразильского экспорта. Следует отметить, что за последние два года список семи основных рынков сбыта бразильских продуктов не изменился. Что касается импорта, то активный экономический рост плюс резкое повышение международных цен на нефть привели к увеличению бразильских закупок за рубежом на 13,2% по сравнению с 1999 годом, что составило US$ 55,8 миллиарда. При рассмотрении импорта в зависимости от глубины обработки, основной его категорией являются готовые изделия – 83%; 13,1% закупок пришлось на базовые товары и лишь 3,8% - на полуфабрикаты. Среди поставщиков готовых изделий на бразильский рынок выделяются Европейский союз (29,1% товаров данной категории), США (26,7%), Азия (17,7%) и «МЕРКОСУР» (9,8%). В категории базовых товаров основным поставщиком Бразилии является «МЕРКОСУР» (40,7% всего объёма). За ним следуют Средний Восток (12,1%) и Африка (11,8%). Основными поставщиками промышленных полуфабрикатов в Бразилию были Европейский союз (15,9% всего объёма) и «МЕРКОСУР» (13,7%). По поводу торгового баланса следует отметить, что, несмотря на явное улучшение на протяжении всего 2000 года, конечный результат, тем не менее, оказался ниже запланированного уровня. Хотя в 2000 году Бразилия и экспортировала на сумму в 55 млрд. долларов, но экономический рост плюс высокие мировые цены на нефть вызвали значительное увеличение импорта (55,7 млрд. долларов США). Конечный результат торгового баланса 2000 года – почти