Германия
Страница 26
После спада в начале 90-х годов германская авиакосмическая промышленность резко пошла на подъем. В 2002 г. ее оборот составил 15,3 млрд. евро, в ней были заняты 69.950 человек. В 2002 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3%, военного авиастроения - 23,1% и космической промышленности - 8,6%.
Электротехника
Германская электротехническая и электронная промышленность, насчитывающая около 881.000 работников, - один их крупнейших работодателей в германской промышленности. Здесь преобладают в основном мелкие и средние предприятия, которые в 2001 г. имели оборот в 160 млрд. евро и инвестировали в Германии в период с 1996 по 2000 г. свыше 30 млрд. евро. Это - одна из важнейших экспортных отраслей (стоимость экспорта - около 105 млрд. евро), по своей мощи занимающая 3-е место в мире после США и Японии.
Пищевая промышленность
По объемам продаж пищевая промышленность Германии является четвертой отраслью экономики страны. Здесь заняты около 4 млн. человек и формируется около 15% совокупной стоимости продукции, произведенной в Германии. Ожидается лишь незначительный (2%) рост выпуска продукции в 2001 году, что вызвано высокой насыщенностью европейского рынка товарами. С повышением уровня жизни европейцев устанавливаются другие приоритеты в расходовании семейного бюджета. Если в начале 70-х годов на пищевые продукты семья тратила в среднем 22% личного бюджета, то в 2000 году этот показатель составил в Германии всего 16%.
Немецкий рынок продуктов питания предельно насыщен и строго сегментирован: десять ведущих розничных торговцев продуктами питания в настоящее время охватывают более 80% рынка. Основной способ конкурентной борьбы на рынке - ценовая политика. Пассивность потребителей способствовала снижению цен на продукты питания в 1999 году на 2,7%. По нашему мнению, развитие отрасли возможно за счет внедрения инновационных товаров, завоевания новых рыночных ниш и увеличения объемов экспорта. Доля экспорта в пищевой промышленности составляет менее 16%. Столь низкий показатель в 1999 году объясняется кризисом в России и некоторых странах Восточной Европы.
Развитие экспорта отрасли чрезвычайно важно, так как демографические процессы в самой Германии способствуют сокращению спроса на продукты питания. По прогнозам немецких демографов к 2020 году население Германии составит только 79 млн. человек. Структура семейного бюджета населения подвергнется изменениям в сторону еще большего сокращения доли, расходуемой на потребление продуктов питания.
Анализируя структурные изменения потребительского спроса, необходимо отметить повышение среднего уровня потребления замороженных продуктов на душу населения (26,6 кг. в 1999 году); рост потребления минеральной воды (97,1 л.); молока (рост объемов производства 1,8%); фруктов и овощей, а также рост популярности безалкогольного пива, несмотря на то, что общее потребление пива в Германии падает: 127,5 литров в 1999 году против 138 литров в 1994 году.
В табачной промышленности наблюдается изменение структуры рынка, все большую долю которого занимают легкие сигареты (33% против 20% в начале 90-х годов). Общее потребление табачных изделий в странах ЕС снижается. Так, в 1999 году в Германии выкурено 173,3 млрд. шт. сигарет, что почти на 15% ниже уровня начала 90-х годов.
Основные внешнеэкономические партнеры Германии на рынке продуктов питания - страны ЕС, на которые приходится около 70% внешнеторгового оборота отрасли, благодаря похожим потребительским привычкам и близости европейских стран. Франция, Италия, Нидерланды - главные потребители немецкой продукции, особенно молочных продуктов, кондитерских изделий, мяса и пива. Однако чрезвычайная насыщенность рынка ЕС позволяет нам сделать вывод о том, что в среднесрочный и долгосрочный период экспортные акценты будут смещены в пользу Центральной и Восточной Европы. Показательно в этой связи, что эти регионы приобретают все большее значение как объекты вложения ПИИ немецкими производителями продуктов.
Фото из галереи
Остров Гонконг |
Гонконг |
Прага: Площадь старого города |
Пирамиды в Гизе |