Германия
Страница 32
Особый характер до объединения Германии имело воздушное сообщение с Берлином. Доступ на изолированный «остров» Западного Берлина допускался только для авиалиний западных союзных держав – Великобритании, Франции и США. Западноберлинский аэропорт располагался в районе Тегель. Для Восточного Берлина был построен собственный аэропорт в Шёнефельде, к югу от города, обслуживавший в основном международные авиаперевозки между странами советского блока. Внутреннее воздушное сообщение в ГДР было прекращено в 1980, поскольку правительство страны полагало, что в целях экономии энергии выгоднее перевозить людей к единственному аэропорту Шёнефельде и от него по железной дороге. Рейтинг лучших миндальных пилингов.
8. Участие страны в мировом разделении труда.
Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся там конъюнктуру, особенно быстрорастущий спрос на машиностроительную продукцию, и эффективно включиться в мировое разделение труда. Долгое время западная часть нынешней Германии явлалась крупнейшим в мире экспортёром изделий машиностроения. Именно это позволило ей в 80-е года стать крупнейшей страной-экспортёром в целом по всем видам товаров и услуг. Так, в 1988 году экспорт ФРГ составил 325 млрд. долл., США-322 млрд., Япония-167 млрд. долл.
Большим внешнеэкономическим потенциалом обладают и новые земли. В целом объем экспорта объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта – 573 млрд. марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок.
Германия активно участвует в международном капиталистическом разделении труда. Обладая приблизительно вчетверо меньшим экономическим потенциалом, чем США, Германия занимает первое место по объему внешней торговли в капиталистическом мире. При этом на международном рынке страна выступает как признанный поставщик высококачественных изделий.
По объему экспорта Германия занимает второе место в мире. По конкурентоспособности Германия уступает CIIIA, Швейцарии, Японии и ряду восточно-азиатских стран. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте традиционных товаров – разнообразных по номенклатуре промышленных товаров, главным образом инвестиционного назначения; которые имеют преимущества перед конкурентами, как правило, не в цене, а в качестве товара.
Товарная и региональная структура внешней торговли Германия отражает характер участия страны в международном капиталистическом разделении труда и ее специализацию. Основные экспортные отрасли страны — химия, машиностроение, автомобилестроение, электротехника — добились существенных успехов на международном рынке. На продукцию этих отраслей приходится свыше половины германского экспорта.
Германским компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (17%). Участие в международной торговле продукцией общем машиностроения отражает состояние конкурентоспособности продукции. По удельному весу в мировом экспорте: страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них – горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля - около 12% мировых поставок и третье место в мире после КНР и Италии в экспорте одежды – 6-7%.
На современном этапе экономического развития, называемом электронной революцией, на уровень конкурентоспособности страны все возрастающее воздействие оказывают новые ключевые отрасли — электроника, микроэлектроника и биотехнология, а международные позицииГермании в торговле этими изделиями сравнительно слабые. Если, например, доля Германии в общем экспорте продукции обрабатывающей промышленности стран ОЭСР повысилась за последние годы в целом с 18,2 до 19,6 %, то в экспорте наукоемкой продукции она, наоборот, сократилась с 21,2 до 19,3%.