Германия

Страница 33

Страна стала их нетто-импортером. Несмотря на это, доля Германии на рынках высокотехнологичных товаров выше, чем у Великобритании и Франции.

Страна занимает четвертое место по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты.

Ведущие концерны Германии дают основную массу экс­портной продукции. Однако в последние годы заметно увеличилась доля в товарном экспорте страны промыш­ленных компаний, выпускающих специализированную высококачественную продукцию и являющихся зачастую субпоставщиками более мощных объединений. Опреде­ленный успех во внешнеэкономической деятельно­сти имеют также некоторые средние и даже мелкие компании, сумевшие использовать преимущества микроэлектронной революции и найти так называемую произ­водственную нишу и выйти на рынок с уникальной про­дукцией.

Германия в существенной степени зависит от внешнего рынка и по линии своего импорта. В структуре ввоза большой удельный вес имеет разнообразное сырье и топливо, сельскохо­зяйственные продукты, хотя в целом в импорте преобладает готовая продукция, что отражает общие законо­мерности развития международного обмена, является результатом структурных сдвигов в производстве, раз­вития научно-технического прогресса.

Германия выступает вторым по величине импортером мира. Импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22% (авиакосмическая промышленность – свыше 80%). Увеличение импортной квоты объясняется интенсификацией внутриотраслевой специализаций, в результате чего растет внутриторговый обмен среди одних и тех же товарных групп.

Региональная структура германской внешней торговли претерпела за последнюю четверть века неко­торые изменения. Основные товарные потоки по-прежне­му имеют место между Германией и развитыми капиталистическими странами, среди которых наиболее важными торговыми партнерами являются страны ЕС. На их долю приходиться 82 % экспорта и 79 % импорта, при этом на партнеров ЕС (в составе 10 стран) — 48 и 49% соответственно.

Крупнейший внешнеторговый партнёр Германии по ввозу и вывозу – Франция. По импорту за ней следует Люксембург, Нидерланды, Италия, США, Бельгия, по экспорту – Великобритания, Италия, Нидерланды.

Активные торговые связи поддерживаются с США (8,7% экспорта). Для ряда стран она является основным рынком сбыта их продукции. Если Германия поглощает 20% экспорта других стран Евросоюза, то у Австрии – 40%, Нидерландов – 29%, Дании – 23%, Греции – 22%, Бенилюкса – 29%.

Крупнейшим немецким предприятием является DAIMLER – BENZ. С товарооборотом 63 млрд. долл. США эта компания занимала 6-е место в 2000 году. Это самое большое по товарообороту немецкое предприятие. Знаменитый производитель автомобилей. Принимает участие в электроиндустрии (AEG) и самолётостроении (Airbus).

Что касается развивающихся стран, откуда Германия ввозит преимущественно сырье, топ­ливо и тропические фрукты, а также некоторые полу­фабрикаты, то их доля в импорте Германии колеблется. С 1960 по 1982 г. она выросла с 10 до 18 %, а затем, в связи с падением цен на сырье, и в первую очередь на энергоносители, стала снижаться. В настоящее время доля развивающихся стран в импорте Германии составляет примерно 20 %.

Особое место в деловых связях Германии занимают бывшие социалистические страны. За время существования стра­ны официальные концепции внешнеэкономических свя­зей с бывшими социалистическими странами претерпели значительные изменения в соответствии с эволюцией внешнеэкономического курса Германии в целом. В послевоен­ные годы Германия была втянута в «холодную воину» и сле­довала в фарватере внешнеполитического курса США. Во внешнеэкономической сфере проводились дискрими­национные меры в отношении прежних торговых парт­неров из Восточной Европы. Заключение «восточных договоров» в начале 70-х годов, поворот к реалистичной внешней политике способствовали развитию торгово-экономических связей Германии с социалистическими странами. Целый ряд факторов определяет стремление Германии к расширению экономических отношений с этой группой стран: географическая близость, возможность обоюдного использования научно-технических достиже­ний стран-партнеров, емкий и стабильный рынок, взаим­ное соответствие структуры экспорта-импорта двусто­ронним потребностям. Обострение конкуренции на мировом капиталистическом рынке, высокая степень на­сыщения рынков западных стран товарами из Германии, сни­жение спроса со стороны развивающихся стран ввиду высокой задолженности делают торговлю с бывшими социалисти­ческими странами и другие формы внешнеэкономичес­ких связей с ними необходимостью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 

Разделы