Бразилия (экономика и история)

Страница 10

Чет­вер­тая часть уло­ва пре­сно­вод­ной ры­бы по­сту­па­ет из Ама­зон­ки и при­то­ков. Лов пре­сно­вод­ных рыб ве­дет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но ча­ст­ны­ми ли­ца­ми с ис­­пол­ь­­зо­ва­­ни­ем тра­ди­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Две тре­ти оке­ан­ско­го ЛОБЗ при­хо­дит­ся на до­лю ры­бо­лов­ных ком­па­ний, на­хо­дя­щих­ся на юге и юго-вос­то­ке стра­ны. Ры­бо­лов­ные ком­па­нии се­ве­ро-вос­точ­ных пор­тов ве­дут лов ома­ров и кре­ве­ток. Поч­ти в ка­ж­дом шта­те Бра­зи­лии ве­дет­ся до­бы­ча по­лез­ных ис­ко­пае­мых

Ли­де­ром гор­но­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти яв­ля­ет­ся штат Ми­нас-Же­райс, вно­ся­щий наи­боль­ший вклад в объ­ем об­ще­на­цио­наль­ной до­бы­чи ми­не­раль­ных ис­ко­пае­мых (за ис­клю­че­ни­ем неф­ти и га­за). Дол­гое вре­мя этот штат ос­та­вал­ся пер­вым в стра­не по до­бы­че же­лез­ной ру­ды, что ве­дет­ся близ Бе­лу-Ори­зон­те, в верх­ней час­ти до­ли­ны Рио-До­че. В не­дав­нее вре­мя к экс­пор­ту ми­нас-же­рай­ской же­ле­ся­ой ру­ды до­ба­вил­ся экс­порт па­ран­ской же­лез­ной ру­ды (шах­та Га­райя-Гран-де, рас­по­ло­жен­ная к за­па­ду от ре­ки Ара­гу­аш.). Был про­ло­жен 500-миль­ный уча­сток же­лез­ной до­ро­ги, со­еди­няю­щий ме­сто­ро­ж­де­ние с пор­том Сан-Лу­ис. Боль­шая часть бра­зиль­ско­го экс­пор­та же­лез­ной ру­ды кон­тро­ли­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ной ком­па­ни­ей «Rio Doce Val­ley Com­pany». С се­ре­ди­ны 1980-х гг. го­су­дар­ст­во по­сте­пен­но ста­ло от­ка­зы­вать­ся от столь зна­чи­тель­ной опе­ки над гор­но­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­стью — на­ча­лась де­на­цио­на­ли­за­ция от­рас­ли.

Ис­клю­чая алю­ми­ний и мар­ган­цо­вые ру­ды из шта­та Ама­зо­нас, же­лез­ную ру­ду, бра­зиль­ская про­мыш­лен­ность по­треб­ля­ет боль­шую часть ос­таль­ных до­бы­вае­мых ми­не­раль­ных ис­ко­пае­мых. Это хром, маг­ний и кварц - из Байи, медь и сви­нец — из Байи и Риу-Гран­ди-ду-Сул, ас­бест — из Го­яс, ни­кель — из Го­яс и Ми­нас-Же­райс. По­след­ний штат - ос­нов­ной в Бра­зи­лии по­став­щик цин­ка и ме­ди. К югу от ре­ки Ама­зон­ки най­де­ны ме­сто­ро­ж­де­ния оло­вян­ных руд, ме­сто­ро­ж­де­ния вольф­ра­ма най­де­ны в Риу-Гран­ди-ду-Нор­ти, се­реб­ра - в Па­ра­не и Байе. До­бы­ча уг­ля в Сан­та-Ка­та­ри­на по­кры­ва­ет бо­лее по­ло­ви­ны по­треб­но­стей всей стра­ны. Штат Ми­наг Же­райс спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на до­бы­че зо­ло­та и дра­го­цен­ных кам­ней, а шта­ты Байя и Эс­пи­ри­ту-Сан­ту — на до­бы­че толь­ко дра­го­цен­ных кам­ней: то­па­зов, аме­ти­стов, опа­лов, ак­ва­ма­ри­нов, тур­ма­ли­нов, изум­ру­дов и дру­гих раз­но­вид­но­стей по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней

С 1940 г., ко­гда на­ча­лась ком­мер­че­ская раз­ра­бот­ка неф­тя­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, по 1965 г до­бы­ча неф­ти ве­лась в шта­те Байя, к се­ве­ру от го­ро­да Саль­ва­дор. Впо­след­ст­вии бы­ли най­де­ны но­вые ме­сто­ро­ж­де­ния в рай­оне от Фор­та­ле­за до Сан туе. До­бы­ча при­род­но­го га­за ве­дет­ся в шта­тах Сер­жи­пи и Байя. В 1987 г. бы­ла про­бу­ре­на пер­вая сква­жи­на в шта­те Ама­зо­нас, в 450 ми­лях от го­ро­да Ма­на­ус бо­лее по­ло­ви­ны всей неф­ти до­бы­ва­ет­ся в шта­те Рио-де-Жа­ней­ро. Го­су­дар­ст­вен­ная ком­па­ния «Petro­bras», ос­но­ван­ная в 1953 г., об­ла­да­ет са­мы­ми со­вре­мен­ны­ми тех­но­ло­гия­ми в ми­ре по глу­бин­но­му бу­ре­нию. На­чи­ная с 1967 г. бра­зиль­ская про­мыш­лен­ность бо­лее, чем сель­ское хо­зяй­ст­во, спо­соб­ст­во­ва­ла подъ­е­му на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки. Про­мыш­лен­ность — наи­бо­лее ди­на­мич­ная от­расль эко­но­ми­ки.

Хо­тя боль­шая часть про­дук­ции идет на внут­рен­ний ры­нок, Бра­зи­лия экс­пор­ти­ру­ет ши­ро­кий диа­па­зон про­мыш­лен­ных то­ва­ров. На­чи­ная с ми­ро­вою эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са 1930-х гг. ли­ди­рую­щую роль в на­цио­наль­ной ин­ду­ст­рии ста­ли иг­рать го­су­дар­ст­вен­ные кор­по­ра­ции. Пра­ви­тель­ст­во стре­ми­лось из­бе­жать за­ви­си­мо­сти от ино­стран­ных кор­по­ра­ций, и вме­сте с тем ощу­ща­лась не­хват­ка ин­ве­сти­ций, спо­соб­ных под­нять на­цио­наль­ное про­из­вод­ст­во. Под кон­тро­лем го­су­дар­ст­ва ока­за­лись са­мые круп­ные кор­по­ра­ции ти­па «Petro­bras»H «Rio Doce Val­ley Com­pany». Часть дру­гих бы­ла соз­да­на с до­ле­вым уча­сти­ем ино­стран­но­го и бра­зиль­ско­го ча­ст­но­го ка­пи­та­ла. Ус­пеш­ное раз­ви­тие не­ко­то­рых от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, не­по­сред­ст­вен­но свя­за­но с про­ве­де­ни­ем про­тек­цио­ни­ст­ской по­ли­ти­кой, про­во­ди­мой пра­ви­тель­ст­вом. При­мер та­ко­го ус­пе­ха — ав­то­мо­би­ле­строи­тель­ная про­мыш­лен­ность. Пер­вые пред­при­ятия дан­ной от­рас­ли бы­ли ос­но­ва­ны в 1950-х гг. Их про­дук­ция долж­на бы­ла за­ме­нить аме­ри­кан­ский и не­мец­кий им­порт. На го­су­дар­ст­вен­ном пред­при­ятии «Alfa-Ro­meo» бы­ло на­ча­то про­из­вод­ст­во трак­то­ров, а пра­ви­тель­ст­во вве­ло ряд за­щит­ных та­ри­фов и на­ло­го­вых льгот для за­щи­ты внут­рен­не­го рын­ка. К кон­цу 1980-х гг. про­из­вод­ст­во ав­то­мо­биль­ной тех­ни­ки дос­ти­га­ло 1 млн. еди­ниц в год, часть про­дук­ции экс­пор­ти­ро­ва­лась. Еще не­сколь­ко при­ме­ров по­доб­ной по­ли­ти­ки — на­цио­наль­ная неф­те­хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, са­мая боль­шая в Ла­тин­ской Аме­ри­ке. Раз­ви­тие от­рас­ли на­ча­лось с ос­но­ва­ния кор­по­ра­ции «Petro­bras», впо­след­ст­вии бы­ло под­дер­жа­но не­сколь­ки­ми ком­па­ния­ми с уча­сти­ем ино­стран­но­го ка­пи­та­ла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 

Разделы