Природные факторы юга Дальнего Востока и здоровье человека
Страница 13
В настоящее время к коренным народам, населяющие Дальний Восток и прилегающие к нему территории, относятся нанайцы, ульчи, эвенки, нивхи, эвены, орочи, негидальцы и удэгейцы. По совокупности антропологических характеристик коренные народы Приамурья относятся к северо-азиатской расе байкальского типа, который, в свою очередь, имеет различие по морфологическому комплексу и подразделяется на южный (нанайцы, ульчи и нивхи) и северный (орочи, эвенки) варианты [60].
Почти половина коренных народов – это жители берегов Амура – нанайцы. Проживают в основном в Нанайском, Комсомольском, Амурском районах. Традиционные занятия нанайцев – охота и рыбная ловля.
В Ульчском районе расположены села ульчей, очень близких по роду занятий, культуре и внешнему виду к нанайцам. Обитатели речных побережий, ульчи и в настоящее время живут на Нижнем Амуре.
Ниже по Амуру до самого лимана и по его берегам живут нивхи. Ученые-антропологи предполагают, что нивхи – прямые потомки древнейшего населения бассейна Амура и Охотского побережья. В северных районах живут оленеводы и охотники – эвенки и эвены. По происхождению, культуре и традиционным промыслам эти народности близки между собой. Береговые эвены вели активный морской зверобойный промысел. В Хабаровском крае села эвенков разбросаны в северных районах края и на левобережье Амура. Происхождение эвенков связано с районами Прибайкалья и Забайкалья, откуда они в начале 2-го тысячелетия н. э. расселились по территории современного обитания. Эвены проживают на Охотском побережье.
Самыми малочисленными коренными народами края являются орочи, негидальцы и удэгейцы.
Негидальцы – этническая группа, живущая по реке Амгунь. Язык негидальцев очень близок к эвенкийскому. Негидальцы – это потомки эвенков, расселившихся в давние времена по течению Амгуни и Нижнего Амура и смешавшиеся здесь с нивхами, нанайцами и ульчами.
Удэгейцы – народность, проживающая по правым притокам Амура и Уссури (Гур, Анюй, Сукпай). С древних времен они славились искусной охотой и рыбной ловлей. Одним из главных видов промысла у них был многотрудный поиск в тайге чудодейственных корней женьшеня.
Орочи – народность, проживающая главным образом в Советско-Гаванском и Комсомольском районах Хабаровского края по рекам Тумнин, Коппи, Амур. По своей культуре орочи ближе всего стоят к удэгейцам. Эта народность имеет смешанное происхождение, т. к. в ее состав вошли не только местные, но и пришлые, главным образом тунгусские племена. Традиционно орочи занимаются охотой, рыболовным и морским зверобойным промыслом [67].
До настоящего времени главными занятиями коренного населения Приамурского края являются: профессиональная охота, рыбалка, собирательство, лесозаготовка, народные промыслы.
По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г численность коренных народов Хабаровского края составляла 23,5 тыс. человек – 1,3 % всего населения [10].
Своеобразие природных условий, обусловленная ими направленность (или его комплексность) и связанный с ними облик культуры позволяет относить коренные народы Приамурья к разным хозяйственно-культурным типам:
1) оленеводы и охотники тайги (эвены, эвенки);
2) переходный тип – охотники и рыболовы тайги и лесотундры (удэгейцы, эвенки, орочи);
3) оседлые рыболовы (нивхи, ульчи, нанайцы).
Многие факты свидетельствуют об уникальности и консервативности локальных адаптаций, формируемых отбором на протяжении тысяч поколений в конкретной среде, с которой связана вся естественная история той или иной популяции [7].
С середины двадцатого века возникший в ходе многовековой эволюции адаптивный тип коренных народов Приамурья стал под прессингом индустриализации края перестраиваться.
Привлечение аборигенов к промышленному труду вызвало изменение идеологии обычаев, устоев, религии и системы мировосприятия. Произошла психологическая перестройка бывших охотников и рыболовов. Эта перестройка неблагоприятно сказывается на биолого-физиологической переадаптации, что нередко приводит людей в состояние хронического стресса. Полученный эмоциональный стресс, углубляемый постоянным чувством неустойчивости своего положения в системе чуждых им производственных отношений и моральных ценностей, часто ведет к быстрой социальной деградации [29].