Южно-Африканская Республика
Страница 1
Введение
Ещё в перестроечные времена, в конце 80-х годов, в Москве на Южно-Африканскую Республику смотрели как на наиболее выгодного делового партнера на Африканском континенте. Однако с тех пор как у нас (после развала СССР), так и у них (в ЮАР к власти пришел Африканский национальный конгресс) произошли радикальные политические перемены, двусторонние деловые связи (после относительно непродолжительного бума 1992-1993 гг.) стали резко сокращаться и сейчас находятся в состоянии "малоподвижного развития".
Незадолго до распада Советского Союза Москва, правда, попыталась "прорубить" окно в деловую Южную Африку, пойдя на тесное политическое сотрудничество с правительством белого меньшинства Де Клерка и полностью забросив своего бывшего союзника - АНК.
В те времена только в период 1991-1992 годов ЮАР с официальными визитами посетило свыше 50 советских, а позднее - российских делегаций, в состав которых входили не только государственные лица, но и частные предприниматели. Затем уже в российские времена Южно-Африканская Республика в документах и МИД, и Министерства внешнеэкономических связей России была определена как страна, деловое сотрудничество с которой является "ключевым" в Африке. Особенно активно пытались завязать деловые связи с ЮАР российская алмазодобывающая компания "Алмазы Саха-России", "Комдрагмет", московский двигательный завод (занимался поставкой авиационных двигателей из России в ЮАР), предприятия российского ВПК. Перспективными тогда казались контакты также в сфере поставок и совместного производства вооружений: юаровцы выразили желание приобретать отдельные виды оружия в России не только через государственные структуры, но и напрямую у заводов-производителей (Нижний Новгород, Пермь).
Но вот в Южной Африке грянули выборы 1994 года, и после прихода к власти правительства черного большинства во главе с лидером АНК Нельсоном Манделой сотрудничество Южно-Африканской Республики с Россией стало сворачиваться, о чем у нас как-то не очень принято было распространяться.
Прежде всего, южно-африканское руководство, в большинстве своем состоящее из руководителей АНК (более 60% из них по нескольку раз бывали и обучались в СССР), весьма негативно относилось к тогдашнему российскому политическому истеблишменту. В Претории не забыли высказывания бывшего министра иностранных дел России Андрея Козырева в 1992 году, "дипломатично" назвавшего АНК "террористической организацией". Помнил Нельсон Мандела и реверансы Москвы в адрес белого правительства в 1991-1993 гг., когда вчерашних "товарищей по классовой борьбе из АНК" отказывались принимать в высоких кремлевских кабинетах, ссылаясь за занятость. Я уже не говорю о пассажах нашего, тоже теперь уже бывшего президента, при встрече с Манделой по поводу того, что "мы в России победили коммунизм". Он наверно "забыл", что самый главный союзник АНК - это местная компартия, и многих бывших функционеров международного отдела ЦК КПСС, особенно тех, кто отвечал за связи с АНК в трудные времена, до сих пор прекрасно встречают в Южной Африке, организовывают им лекции, замечательный отдых и т.д.
Бывший президент ЮАР Нельсон Мандела - порядочный человек, и в его визите в Россию (кстати, много раз переносившимся и откладывавшимся), он хотел главным образом поблагодарить за помощь не столько Россию, сколько бывший СССР в годы борьбы АНК с апартеидом.[1]
Я думаю, российские власти хорошо представляют себе, в какой обстановке им приходится вести дела, расплачиваясь тем самым за политическую близорукость наших прежних чиновников, серьезно подорвавших существовавшую ранее весьма перспективную базу в отношениях между Москвой и Преторией.
Несмотря на то что, как выразился недавно один из южно-африканских министров, "нам (т.е. ЮАР) сейчас не до вас, а вам (т.е. России) - не до нас", существуют сферы сотрудничества, в которых при взаимном желании и работе можно добиться успеха.