Южно-Африканская Республика
Страница 32
Забота о прокладке и ремонте дорог лежит на государственных структурах всех трех уровней: на центральном правительстве (в лице министерства транспорта и Управления южноафриканских дорог), провинциальных советах и местных властях (городских или поселковых). Разработаны комплексные схемы движения транспорта для восьми ведущих городских агломераций, центрами которых служат Йоханнесбург, Кейптаун, Претория, Дурбан, Порт-Элизабет, Спрингс, Блумфонтейн и Питермаритцбург.
Шоссе и дороги национального и провинциального значения финансируются за счет прямого налогообложения. В 1983 году министерство транспорта решило ввести систему платных дорог как дополнительных источников финансирования дорожного строительства. Основные автострады были отремонтированы и усовершенствованы, став платными.
В 1990/91 году расходы на содержание дорог достигли 674 млн. рандов.
В 1990 году в Южной Африке насчитывалось 6 млн. зарегистрированных транспортных средств, включая 189 455 микроавтобусов, 25 725 автобусов, 294 917 мотоциклов и более 1 миллиона грузовых машин. На Трансвааль приходится 52,71 процента всего автомобильного парка страны, на Капскую провинцию — 24,08 процента, на Наталь — 15,81 процента и на Оранжевое Свободное Государство — 7,4 процента.
После 1985 года в крупных городах микроавтобусы стали использоваться не только как индивидуальный транспорт, но и как такси. Особенную популярность они снискали у жителей Витватерсранда. Большинство владельцев лицензий — черные хозяева или водители таксомоторов. Обеспечивать безопасность на дорогах, повышать водительское мастерство и уровень обслуживания пассажиров стремятся два объединения таксистов. Это Южноафриканская ассоциация черных таксистов и Южноафриканская ассоциация таксистов дальнего следования. Первая из них стала крупнейшим клиентом компаний, поставляющих запчасти, шины, топливо и автомобили.
В крупных городах пассажирский транспорт находится в ведении местных органов власти и частных компаний, которые обеспечивают регулярное движение автобусов между окраинами и центром города. Сегодня, в эпоху бурного развития транспорта, новые условия заставляют их совершенствовать работу. Нетабельные и малозагруженные маршруты подвергаются пересмотру, а на участки с наибольшим пассажиропотоком направляются дополнительные средства. В районах, где автобусное движение прекращено, пассажиров обслуживают другие виды транспорта, в частности маршрутные такси (микроавтобусы). Автобусные маршруты соединяют большие города — такие, как Кейптаун, Йоханнесбург, Дурбан.
Железные дороги
Южноафриканская компания «Споорнет» располагает сетью железных дорог протяженностью 21 303 километра при общей длине путей 34 110 километров.
Узкая ширина колеи (1065 мм) объясняется тем, что в последние два десятилетия прошлого века, когда строительство только начиналось, пути между морскими портами и центральными районами страны приходилось прокладывать через гористую местность.
Отдаленные районы соединены с железнодорожными станциями и магистралями автодорожной службой, которая в 1990/91 году перевезла 4,5 млн. пассажиров и 3,1 млн. тонн грузов, покрыв 111,2 млн. км.
В Южной Африке электрифицировано 42,6 процента железных дорог. Электрическую тягу используют большинство (86,5%) пассажирских и грузовых составов на основных магистралях. Интенсивное движение пригородных поездов в районах Витватерсранда, Претории, Дурбана и Кейптауна осуществляется исключительно с помощью электровозов.
Среди них имеются самые мощные локомотивы, когда-либо создававшиеся для колеи в 1065 мм.
Железнодорожная сеть разделена на 10 зон. На всех важнейших линиях работают компьютеризованные центры управления движением. Применение современных сигнальных систем позволяет автоматически направлять поезда на тот или иной путь и максимально загружать имеющиеся мощности.
В сентябре 1984 года начала работать компьютеризированная сортировочная станция Сентраранд, обслуживающая район Претории — Витватерсранда — Ференихинга.