Южно-Африканская Республика
Страница 21
Образование
Обучение белых имеет задачей широкую и всестороннюю подготовку их к выполнению руководящих функций в обществе. Небелые и прежде всего африканцы, получают минимум знаний, необходимый для выполнения работ на низших ступенях современного производства. Дискриминация пронизывает все сферы системы просвещения.
По закону "Об образовании банту" 1953 г. школы для африканцев были изъяты из ведения властей провинций и переданы министерству по делам образования банту (с 1977 г. – министерство образования и профессионального обучения). В 1961 г. министерству по делам цветного населения было передано профессионально-техническое образование цветных, а в 1963 г. – все начальные и средние школы для цветных. Позднее такие же меры были предприняты в отношении индийцев.
Расходы на образование на душу населения по отдельным расовым группам далеко не одинаковы. В конце 90-х годов на одного африканского ученика выделялось в среднем 64 ранда, а на европейца – 561 ранд в год.
Родители-африканцы вынуждены платить за обучение детей из своих скудных средств или же компенсировать денежные взносы личным трудом (строительство и содержание школьных зданий и т. п.). Обучение детей белых граждан осуществляется бесплатно.
Африканцы же должны вносить плату за обучение и сдачу экзаменов, нести расходы на приобретение учебников, школьной формы, на транспорт и школьные завтраки.
Обучение в средней школе раздельно на два цикла: первый – 3 года и второй – 2 года, всего 5 лет, которым предшествуют 2 подготовительных года. Для африканских учащихся предусмотрен 8-ой год обучения в начальной школе – "стандарт 6". Если для белых детей обучение в школах обязательно в течение девяти лет (с 7 до 16), то для африканцев оно обязательно только в течение четырех лет, а для цветных – семилетнее, "там, где это необходимо и где позволяют помещения".
Большинство поступающих в школу африканцев получают только начальное образование, так как стоимость обучения резко возрастает в старших классах. Четвертая часть отсеивается после первого года, только 1% получает аттестат, и лишь 0,2% поступает в университеты. Примерно такое же положение существует в школе для цветных и индейцев. Среди белых учащихся в начальной школе остается 63%, в среднюю школу переходят 30%, а в университеты – 7% обучающихся. В 1990 г. 60,3% мужского и 55,4% женского населения бантустанов не училось вообще.
Помимо обычных школ в ЮАР существуют примитивные по уровню обучения и оборудованию так называемые школы-фермеры для детей африканцев, работающих по найму в сельском хозяйстве. Такие школы всецело зависят от фермеров. Обучение в школе имеет целью закрепить учащихся за фермой в качестве наемных рабочих.
Профессиональные и ремесленные училища в ЮАР немногочисленны и в соответствии с принципом раздельного развития строго разграничены по целям и задачам. Те училища, которые предназначены для африканцев, ставят своей целью подготовку молодежи для работы в районах расселения африканцев.
В целом система образования ЮАР обеспечивает 100% грамотность белого населения. Среди африканского же населения она составляет в 1992 г. 66%.
Организация школ или классов для обучения неграмотных запрещается законом, если они официально не "зарегистрированы". Всего в ЮАР существует 54 вечерние школы, в том числе в сельской местности, где особенно ощущается особая необходимость в такого рода учебных заведениях, - около 10. Следовательно, не получая достаточных знаний в школе, африканское население лишается возможности пополнить свое образование и в дальнейшем.
Здравоохранение
Система здравоохранения в ЮАР, как и все другие сферы социального обеспечения, служат примером жестокой расовой дискриминации, которой подвергаются небелые жители страны. В ЮАР существует несколько служб здоровья, предназначенных для каждой из расовых групп: белых, африканцев, цветных и азиатов. Уровень медицинского обслуживания каждой из этих групп населения весьма различен.